23 декабря 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
107553 , г.Москва, а/я 37
тел. (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

16.06.2017 Алкоголь как роскошь. Легальный крепкий алкоголь стал не по карману многим россиянам

Рынок алкоголя переживает падение потребления из–за экономического и демографического кризиса. На смену дорогому алкоголю приходит неучтенный контрафакт, а также дешевые аналоги.

На прошлой неделе  подсчитал, что потребление крепкого алкоголя в стране за 5 лет снизилось на 40%, с уровня 10,9 л на душу населения в 2011 году до 6,6 л в 2016–м. Правда, праздновать победу над алкоголизмом рано. Причину снижения продаж участники рынка видят в падении покупательной способности, расцвете нелегального сектора, а также демографическом факторе.

Пить не на что и некому

По данным Росстата, в 2011 году продажи водки и ликероводочной продукции составили почти 1,51 млрд л, а в 2016 году было реализовано только 930 млн л. В ведомстве пришли к выводу, что в целом употреблять спиртные напитки люди стали меньше.

Правда, в 'Ладоге Дистрибьюшен' с данными Роспотребнадзора не согласны. 'В разные годы аналитики Роспотребнадзора используют разную методику, поэтому их выводы некорректны', — говорит Вениамин Грабар, президент 'Ладоги Дистрибьюшен'. Продажи водочного бренда 'Царская' по итогам 2016 года выросли на 51%, до 900 тыс. дал.

В компании 'Абрау–Дюрсо' считают, что легальный крепкий алкоголь подорожал из–за роста акцизов и стал многим россиянам не по карману.

Директор российского Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз тоже заметил падение и связывает его с резким ростом ставки акцизов и, как следствие, переходом крепкого алкоголя в нелегальный сектор. Легально произведенная бутылка водки в 4 раза дороже нелегальной, говорит он. Потеряло своих покупателей и вино, россияне переключились с покупки этого продукта на более доступные винные напитки, хотя их качество не всегда однозначно, подчеркивает директор петербургского филиала сети алкомаркетов 'РусАлка' Александр Фролов.

Еще одна неожиданная причина сокращения продаж алкоголя — демографический кризис. 'У нас складывается ощущение, что основная причина сокращения потребления алкоголя на самом деле кроется в демографической яме 1990–х. Естественная убыль населения не компенсируется молодежью, родившейся в 1990–е годы', — говорят представители завода 'Игристые вина'. За последние 10 лет на 10 млн человек сократилось число россиян возрастной группы от 15 до 26 лет, приводит данные Вадим Дробиз.

Пивоварение в упадке

Одно из самых драматичных падений последние годы переживают производители пива. В прошлом году продажи пива составили 53,3 л на человека в среднем по стране, а в 2011 году этот показатель был 70,8 л, снижение составило почти 25%, приводит данные Роспотребнадзор. За последние 9 лет производство пивоваренной продукции сократилось в России почти на 40%, отмечают в 'Балтике'.

В своем отчете за 2016 год Heineken утверждал, что объем продаж компании в России сократился более чем на 10% в связи со сложной ситуацией на пивном рынке. Производитель объясняет это продолжающейся инфляцией и низким уровнем доверия потребителей. Пива стали меньше пить, потому что оно существенно выросло в цене из–за акцизов, говорят пивовары. С 2007 по 2016 год ставка акциза на пиво выросла почти в 10 раз и сегодня составляет около четверти розничной цены (21 рубль за литр пива крепостью до 8,6% и 39 рублей за литр более крепкого).

Негативным фактором стало и ограничение производства пива в ПЭТ–упаковке до 1,5 л. В I квартале 2017 года рынок сократился на 4% из–за этого фактора, указывают в 'Балтике'.

Обнадеживает то, что растет сегмент безалкогольного пива, на 11,7% в 2016 году по сравнению с 2015 годом, по данным Nielsen. По итогам I квартала доля сегмента составила 1,2% от всего рынка пива. Учитывая этот тренд, в марте 2017 года 'Балтика' вложила 57 млн рублей в оборудование для производства безалкогольного пива уже на четвертом заводе компании в России — в Самаре.

Крым наш, но вино нет

На волне импортозамещения 2014 года россияне распробовали вино российского производства, но укрепившийся рубль возвращает привычные вкусы.

'Волна патриотизма после 'крымнаш', который выразился в росте спроса на отечественные вина, потихоньку спадает', — констатируют в 'Абрау–Дюрсо'.

В I квартале 2017 года закупки импортных вин выросли на 60%, поэтому российские виноделы должны как никогда активно работать над качеством и продвижением, считают в 'Абрау–Дюрсо'. Пока же сети работают над снижением цен на востребованный алкоголь.

В начале года ГК 'Дикси' начала прямой импорт алкоголя, в частности вин, на которые приходится около 30%. 'Заключая контракт без участия посредников, компания берет на себя логистические операции, что позволяет снизить себестоимость продукции', — говорят в пресс–службе ретейлера.

Весь 2016 год мы наблюдали рост импорта алкогольной продукции, причем во всех сегментах. Это связано с укреплением курса рубля и ростом покупательной способности. Что касается отечественного алкоголя, его продажи падают, за исключением категории газированных винных напитков. Покупатели отдают им предпочтение, все меньше покупая шампанские и игристые вина. Растут продажи алкоголя в экономсегменте, в свою очередь, премиальные алкогольные напитки теряют долю, поэтому алкомаркеты премиум–класса сейчас чувствуют себя не лучшим образом.
Максим Черниговский
Директор По Продажам Зао 'Вкз Дагвино'
Введение ЕГАИС повлекло за собой уход с рынка нелегальных и теневых игроков, а строгий акцизный контроль дает возможность здоровой конкуренции. Доля продаж вина в 2016 году от общего количества проданного алкоголя составила 7,8%, водки — 11,2%, коньяка и элитного крепкого алкоголя — 1,8%, игристых и шампанских вин — 2,2%. Население, особенно потребители в возрасте от 18 до 35–40 лет, сейчас активно осваивает сегмент более благородных напитков, в первую очередь коньяка и виски.
Елена Стребкова
руководитель отдела маркетинга cети винных бутиков 'Альта Вина'

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции