25.01.2017 Лидер водочного рынка России увеличил отрыв от конкурентов в 2016 году Компания «Татспиртпром», принадлежащая Татарстану, усилила свои позиции на водочном рынке в 2016 году. Ранее конкуренты связывали ее успехи с протекционизмом со стороны региональных властей
Самые крепкие
Компания «Татспиртпром», ставшая лидером российского рынка водки по итогам 2015 года, значительно увеличила свой отрыв от конкурентов в 2016-м. По данным Росстата (есть в распоряжении РБК), она произвела более 11,57 млн дал водки, что на 34,8% превышает показатель предыдущего года. Тогда подконтрольная властям Татарстана компания («Татспиртпром» принадлежит правительству республики через АО «Связьинвестнефтехим») выпустила около 8,6 млн дал водки — на 1 млн дал больше, чем прежний лидер — группа «Синергия». В 2016 году разница составила уже свыше 2 млн дал в пользу татарского производителя. Согласно статистике Росстата и по подсчетам РБК, шесть входящих в «Синергию» предприятий в 2016 году произвели в общей сложности 9,2 млн дал водки. Таким образом, объем производства у «Синергии» за год вырос на 21% — почти в полтора раза меньше, чем у «Татспиртпрома».
Третий по величине участник рынка — холдинг Roust Рустама Тарико — в 2016 году не показал положительной динамики. Четыре его предприятия, расположенные на территории России, произвели около 7,2 млн дал водки — столько же, сколько и в 2015 году, свидетельствует Росстат. «Компания работала и работает в самой высокомаржинальной группе товаров, им нет необходимости гнаться за объемами производства», — рассуждает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Он напоминает, что Roust ориентирован в первую очередь на экспорт: около 60% его флагманской марки «Русский стандарт» идет на внешний рынок.
В топ-5 производителей водки также попали компания «Кристалл-Лефортово» и Алкогольная сибирская группа («Омсквинпром»). Из четырех предприятий, входящих в «Кристалл-Лефортово», в статистике Росстата указаны лишь Иткульский спиртзавод в Алтайском крае (в 2016 году он произвел более 1,3 млн дал водки) и приобретенный компанией осенью того же года самарский комбинат «Родник» (0,85 млн дал). С учетом площадок в Курске и Саранске (в статистике Росстата они учитываются, но не называются) совокупный объем производства компании в 2016 году превысил 6,55 млн дал, сообщил РБК владелец УК «Кристалл-Лефортово» Павел Сметана. «Омсквинпром», по оценкам Росстата, произвел свыше 3,8 млн дал продукции, что на 9,3% меньше показателя 2015 года.
В общей сложности производство водки в России увеличилось на 16,1%, до 73,2 млн дал, подсчитал Росстат.
Спорные преимущества
Ранее представитель «Татспиртпрома» объяснял РБК взрывной рост производства курсом на внешнюю экспансию. В 2016 году компания впервые отгрузила за пределы Татарстана больше продукции, чем продала внутри республики. По данным «Татспиртпрома», за первое полугодие продажи в регионы России выросли в 2,5 раза, а за границу — в три раза.
В свою очередь, участники рынка связывали успехи татарской компании с особым положением, которым она пользуется внутри республики. «Результаты у нынешнего лидера по производству были бы более скромными, если бы все участники алкогольного рынка имели бы равные условия по работе на рынке Татарстана», — отмечает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров.
В конце декабря ГК «Кристалл-Лефортово» направила письма в Росалкогольрегулирование (РАР) и ФАС с просьбой дать правовую оценку властей Татарстана и, в частности, Госалкогольинспекции Республики Татарстан. Данная организация не является структурным подразделением РАР, однако осуществляет в регионе «мероприятия, находящиеся за пределами (своих) полномочий», утверждали авторы писем. В подтверждение своих слов они ссылались на «неформальную, но обязательную к исполнению рекомендацию» Госалкогольинспекции установить минимальную розничную цену за полулитровую бутылку водки на территории Татарстана в размере не менее 321 руб., тогда как на федеральном уровне данное ограничение составляет 190 руб. Исключение было сделано только для продукции местного производителя, из-за чего его продукция становилась более доступной для потребителя.
В письме в РАР также утверждалось, что при сотрудничестве с торговыми сетями за пределами республики «Татспиртпром» предоставляет значительные скидки ретейлерам, в частности, гарантируя им выплату ретро-бонуса. Таким образом фактическая оптовая цена за бутылку водки снижается до 155–156 руб., тогда как по закону должна составлять минимум 174 руб.
Как сообщил РБК представитель РАР Александр Куликов, служба получила письмо «Кристалл-Лефортово» и перенаправила его в ФАС, поскольку «вопросы конкуренции находятся в ведении этого ведомства». В пресс-службе ФАС отказались прокомментировать позицию ведомства по обращению водочного производителя, сославшись на то, что расследование еще не завершено.
Источник РБК на алкогольном рынке считает, что у лидерства «Татспиртпрома» имеется еще одна причина: компания разливает много водки по контракту под марками других производителей. По оценкам собеседника РБК, доля контрактной продукции у «Татспиртпрома» достигает 25–30%. Впрочем, ранее она была еще больше и, как рассказывал РБК гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов, достигала 50% от объемов производства. Среди заказчиков были в том числе «Синергия» и Roust
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/business/24/01/2017/5887470e9a7947cb2786c18c |