26.12.2016 Московский производитель водки пожаловался на власти Татарстана ГК «Кристалл-Лефортово» попросила Росалкогольрегулирование разобраться с ситуацией на алкогольном рынке Татарстана. Местные власти превышают свои полномочия и ставят производителей в неравные условия, считают в компании
За пределами полномочий
Крупный московский производитель водки — ГК «Кристалл-Лефортово» — направил в Росалкогольрегулирование письмо (есть у РБК) с требованием дать правовую оценку действиям Госалкогольинспекции Республики Татарстан. Не будучи структурным подразделением РАР, данная организация, однако, осуществляет в регионе «мероприятия, находящиеся за пределами (своих) полномочий», говорится в письме.
К таковым «мероприятиям» авторы письма относят «неформальную, но обязательную к исполнению рекомендацию» Госалкогольинспекции ко всем торговым точкам в регионе установить минимальную розничную цену за бутылку водки в размере не менее 321 руб. за 0,5л, тогда как на федеральном уровне данное ограничение составляет 190 руб. за бутылку. Исключение было сделано только для продукции местных производителей, утверждается в письме.
Еще одна проблема по мнению ГК «Кристалл-Лефортово» заключается в региональной сертификации алкогольной продукции и обязательном нанесении региональных марок Госалкогольинспекции Татарстана на алкогольную продукцию. В итоге в продажу в республике попадает продукция лишь от местных оптовых и производственных компаний, жалуются авторы письма.
На территории Татарстана действует АО «Татспиртпром», которое принадлежит правительству республики и является крупнейшим производителем алкоголя в России. По данным самой компании, по итогам девяти месяцев 2016 года на нее приходится 17% российского рынка водки. Следом идут «Синергия» с долей 14% и Roust — с 10%.
Отдельные претензии у ГК «Кристалл-Лефортово» имеются и к «Татспиртпрому». В письме в РАР утверждается, что, сотрудничая с торговыми компаниями за пределами республики, татарстанский производитель предоставляет значительные скидки ретейлерам. Он гарантирует им выплату ретро-бонуса, и таким образом фактическая оптовая цена за полулитровую бутылку водки снижается до 155–156 руб., тогда как по закону должна составлять минимум 174 руб.
Первая жалоба
Кроме того, «Кристалл-Лефортово» направил письма с описанием ситуации на алкогольном рынке Татарстана в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и в Союз производителей алкогольной продукции (СПАП), который объединяет десять крупных игроков рынка, контролирующих 50% производимого в стране спирта и ликеро-водочных изделий. В последнем сообщении московская компания предлагает участникам СПАП начать поставки алкоголя в Татарстан с ценами на 20–25% ниже по сравнению с местной продукцией, а также запустить инвестиционную программу по открытию в Татарстане франчайзинговых розничных магазинов, которые не поддерживают «региональные правила оборота алкоголя».
Представитель РАР затруднился прокомментировать ситуацию. В пресс-службе ФАС не смогли предоставить оперативный комментарий. Председатель правления СПАП Дмитрий Добров подтвердил РБК, что ассоциация получила предложения «Кристалл-Лефортово» и доведет их до всех членов ассоциации. «Каждая компания должна самостоятельно оценить эти предложения, потом будет выработана общая позиция», — сказал он.
В сентябре 2016 года сам СПАП уже жаловался в ФАС на неравнозначные условия, созданные на алкогольном рынке Татарстана, писал «Коммерсантъ». Тогда ФАС обещала провести расследование и проверить информацию о том, что местные власти рекомендовали ретейлу установить МРЦ на водку в размере 321 руб. за бутылку 0,5 л.
Представитель «Татспиртпрома» ответил РБК, что компания работает в тех же рыночных условиях, что и другие компании отрасли. «В настоящее время в торговых организациях Республики Татарстан представлена продукция всех производителей, мы не имеем информации о наличии каких-либо препятствий к этому», — заявили РБК в пресс-службе производителя, подчеркнув, что вопрос о регулирования цен не находится в его компетенции.
«Татспиртпром» аффилирован с республиканскими властями и понятно, что он как местный игрок будет иметь более низкую цену на своей территории, как и другие. Это нормально, — рассуждает совладелец алкогольной компании «Русские традиции» Александр Квак. — Но все вещи, связанные с вторичной сертификацией, являются избыточными. У нас все-таки одна страна и одно законодательство». По мнению Квака, это «действительно создает неравные условия для других игроков на рынке».
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/business/22/12/2016/585c10d59a79477ddf12baf0?from=main |