— Из-за снижения доходов россияне перестают покупать качественный легальный алкоголь и переходят на более дешевый нелегальный,— разъясняет глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.— Это и контрафакт, с которого производители не платят налоги, и суррогат — спиртосодержащие жидкости медицинского или бытового назначения. Классика — настойки боярышника, красного перца. Другой пример — размораживатели замков на автомобильных дверях, но это совсем для маргиналов. Отсюда же и популярность самогоноварения в последние годы.
От катастрофы спасает 'социальная ответственность' нелегального алкобизнеса. Производители 'паленки' не заинтересованы в том, чтобы люди массово травились, по их логике, объясняет эксперт, лучше удерживать клиентов. В глухой сельской местности продажа алкоголя с рук вообще обычная практика. А покупка настоек в круглосуточных аптеках позволяет обходить временные ограничения на продажу алкоголя.
До 50 процентов алкогольного рынка в России — это нелегальная продукция. Причем продается она и в обычных магазинах. Так, по данным Росалкогольрегулирования, доля нелегального спиртного в легальной рознице составляет 20-25 процентов. Ущерб от недополученных налогов — 30 млрд рублей.
— У нелегального алкоголя единственное конкурентное преимущество — низкая цена,— говорит Дмитрий Добров, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции.— Пол-литра легальной водки экономсегмента сегодня стоит 190-230 рублей, из них 30 рублей — себестоимость, 100 рублей — акциз, 30 рублей — НДС, остальное — прибыль производителя и различные наценки. Бутылка нелегальной водки в несколько раз дешевле. Чтобы лишить незаконных производителей этого преимущества, государство ввело минимальную розничную цену (МРЦ) на водку. Эта мера правильная, и мы ее поддержали.
В 2009 году нелегальная водка в легальной рознице продавалась по 50-60 рублей, и введенная МРЦ в размере 89 рублей за пол-литра, по сути, уравняла в цене самый дешевый крепкий алкоголь. Как следствие, нелегального спиртного в магазинах становилось все меньше вплоть до 2012 года, когда начала резко повышаться ставка акциза: с 254 рублей за литр чистого спирта в готовой продукции до 500 рублей к 2014 году. Этот маневр властей с целью пополнения бюджета привел к удорожанию легальной алкогольной продукции. То есть эффект от введения МРЦ свелся на нет. И уже дальнейшее ее повышение до 220 рублей, а затем снижение в кризис до 185 рублей ситуацию особо не поменяло. Плюс к этому на рынок хлынул нелегальный алкоголь из стран Таможенного союза, главным образом Казахстана, где акцизные ставки на алкоголь ниже.
Нынешнее увеличение МРЦ эксперты называют номинальным. Официальная же формулировка: нижняя ценовая планка повышена до 190 рублей с учетом инфляции относительно себестоимости водки. Еще менее обоснованным этот шаг делает начало работы с 1 июля ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы). Если с 1 января 2016 года магазины отчитываются регулятору о получении алкоголя с завода-производителя или от поставщика, то теперь и о каждой проданной бутылке.
— Система ЕГАИС сама отладит, какой должна быть минимальная цена легальной водки,— она будет на уровне 210-220 рублей за пол-литра,— добавляет Вадим Дробиз.— Уже до конца этого года ЕГАИС вытеснит из легальной розницы нелегальный алкоголь. Но все это частный случай. В целом на рынке все останется по-прежнему — большая доля контрафакта и суррогата.
Главная же причина этого в том, что, как признают эксперты, в России очень дорогой алкоголь относительно доходов населения. Сравните: если в Западной Европе на пособие по безработице примерно в 900 евро можно купить 200 бутылок легального крепкого алкоголя, то у нас на МРОТ — около 25. 'Государство хочет заработать на населении и повышает акцизы на алкоголь,— добавляет Вадим Дробиз.— Вот бедные граждане и выкручиваются, как получится'.
Материал подготовила Мария Портнягина
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3000954