16.02.2016 У водки пересох экспорт Поставки российской водки и ликеро-водочных изделий (ЛВИ) за рубеж оказались провальными в 2015 году — в денежном и натуральном выражении они снизились более чем на 40%. Экспортеров подвела политика: почти в три раза упали объемы поставок на Украину, на Западе в условиях санкционной войны закупщики стали настороженно относиться к продукции из России.
Как видно из данных таможенной статистики, которую “Ъ” представили несколько участников рынка, в 2015 году из России за рубеж было поставлено водки и ЛВИ на сумму $111,9 млн. Это на 40,2% меньше, чем в 2014 году ($187,1 млн). В физическом объеме, по расчетам Центра изучения федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА), объем экспорта упал за год примерно на 42%, до 4,35 млн дал, что является самым низким показателем после 2005 года.
Крупнейшим импортером российской водки в прошлом году стала Великобритания. В Roust называют ее ключевым экспортным рынком, где доля всего портфеля водочных брендов компании в прошлом году составила рекордные 15%. «Разрыв с лидером рынка — компанией Diageo — за последние 12 месяцев сократился в полтора раза. Фактический объем продаж превысил 1,1 млн девятилитровых коробов (0,99 млн дал.— “Ъ”), а рост флагманского бренда — “Русского стандарта” составил 12%»,— доволен представитель Roust. Также, сообщил он, рост объемов поставок водки компании был отмечен в Германии — на 28%, США — на 11%, Польше — на 17%, Канаде — на 5% и Франции — на 7%. Между тем, по данным таможни, в денежном выражении поставки российской водки и ЛВИ в прошлом году снижались в Европе и США. «В связи с укреплением валют к рублю и гривне у экспортеров водки из России и с Украины образовалась искусственная маржа, которую они пустили на то, чтобы снизить отгрузочные цены и за счет демпинга увеличить присутствие на полке за рубежом»,— объясняют в АСГ. У самой компании в 2015 году продажи в натуральном выражении за рубежом выросли на 12%, но в денежном снизились примерно на 10%. Сильнее всего на статистику экспорта водки влияли политические факторы, считает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. «Из-за событий на Украине и в Сирии отношение к России на Западе испортилось, что может являться главной причиной снижения продаж российской водки»,— уверен эксперт. В АСГ не заметили негативного отношения к своей продукции со стороны западного потребителя, но признают, что геополитика сыграла негативную роль в отношениях с иностранными закупщиками, прежде всего в Прибалтике. «Они опасаются расширять линейку наших товаров, потому что беспокоятся, что спрос на российскую водку может упасть, что могут расширить санкции,— говорит собеседник “Ъ”.— Когда мы летом готовили отгрузки в США, то дистрибуторы отказывались в последний момент из-за непонятной ситуации с тем, каким будет ответ на продление российских санкций,— в результате мы меньше залистовали в сети». Олег Трутнев Основные импортеры российской водки Источник: данные таможни, “Ъ”. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2917301 |