24.08.2015 Производители водки воюют с "дубликатами" Кража интеллектуальной собственности - одна из главных проблем, с которой сталкиваются сегодня российские водочники. Рынок наводнен контрафактным алкоголем, имитирующим известные торговые марки, в результате чего ведущие легальные производители терпят огромные материальные и репутационные убытки. Региональные власти и правоохранительные органы, ведущие активную борьбу с местными теневиками, по какой-то причине упорно игнорируют нарушения данного характера. Продавцы «дубликатов» регулярно привлекаются к ответственности за нелегальную продажу алкоголя, но практически никогда – за незаконное использование товарных знаков.
Последние два года оказались крайне тяжелыми для российских производителей крепкого спиртного. Объемы производства водки и ЛВИ в 2013-м году упали на 12,3%, в 2014-м - на 22,3%. Негативная динамика явилась прямым следствием резкого роста акцизов в 2013-м году до 400 рублей за литр чистого этилового спирта. С ростом акцизной ставки увеличилась и цена готового продукта.
В данных условиях теневой рынок алкоголя достиг невиданных масштабов: по разным оценкам, его доля в нашей стране достигает сегодня 50%. Нелегальные производство и продажа алкоголя, т.е. без уплаты акцизных сборов, были и остаются «золотым дном». Эксперты подразделяют нелегальную продукцию по способу изготовления на несколько типов, одним из которых является контрафакт – подделка под известный товарный знак. То есть в данном случае на рынок выпускается товар, имитирующий популярный бренд, где незаконно произведено абсолютно все: бутылка, этикетка, колпачок, спиртосодержащая жидкость.
Легальные производители забили тревогу еще несколько лет назад. Члены Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), объединяющего крупнейших игроков рынка, в 2013 году подписали соглашение о совместной борьбе с контрафактом. Тогда же разработали соответствующий план, одним из направлений которого была выделена работа с розницей.
Представители СПАП проводят совместные выездные мониторинги розничных магазинов на предмет наличия в продаже контрафактной продукции, имитирующей бренды, правообладателями которых они являются. Такие мониторинги уже были проведены в Москве, Подмосковье, Кемеровской и Ярославской областях, а также в других субъектах. По итогам работы Союз направляет в полицию, прокуратуру, Роспотребнадзор и местные органы власти материалы обо всех выявленных нарушениях.
Одним из регионов, где недавно силами СПАП проводился мониторинг алкогольной розницы, оказался Ханты-Мансийский автономный округ. Полки магазинов оказались до такой степени наводнены водочными подделками, что, как передавали очевидцы, «складывается впечатление, что законными правами правообладателей здесь не то чтобы пренебрегают, а вообще не имеют понятия о данной материи».
В ноябре 2014 года СПАП направил обращения губернатору округа Наталье Комаровой, руководителям УМВД и прокуратуры ХМАО с просьбой о проверке и принятии мер в отношении 28 торговых предприятий, где были отмечены факты незаконной реализации алкоголя. Особое внимание в письмах акцентировалось именно на характере правонарушений: розничная продажа контрафактной алкогольной продукции с имитацией товарных знаков правообладателей.
Ответное письмо в адрес СПАП от первого заместителя губернатора ХМАО Геннадия Бухтина подтвердило актуальность проблемы: администрация региона сообщила об уже созданном в округе Межведомственном координационном совете по вопросам потребительского рынка, к полномочиям которого относится, в частности, «предупреждение проникновения на потребительский рынок недоброкачественных товаров, в том числе нелегальной алкогольной продукции».
Из прокуратуры ответа на обращение водочников не последовало, но о результатах проведенных мероприятий сообщило УМВД по Ханты-Мансийскому автономному округу. В ответе содержалась информация о проведенных проверках и принятых мерах в отношении торговых предприятий, осуществлявших продажу контрафактной продукции. Однако, деятельность всех недобросовестных продавцов квалифицировалась по ст. 14.16 КоАП «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
«В данном случае наказанием является штраф в пределах 10 тысяч рублей для должностных лиц с возможной конфискацией, - поясняет руководитель направления СПАП по борьбе с контрафактной продукцией Роман Кравцов, - что, разумеется, для нелегальных продавцов не является большим обременением и не несет воспитательной меры. Привлечение же к ответственности по статье 14.10 за незаконное использование товарного знака дает возможность правообладателю, после признания данного факта судом, обращаться с гражданским иском о взыскании ущерба. Кроме того, штраф здесь составит уже до 50 тысяч для должностных лиц или до 200 тысяч рублей для юридических лиц плюс обязательная конфискация продукции, что является гораздо более существенным наказанием».
Весной 2015 года члены союза провели повторный мониторинг в Сургуте: на этот раз нарушения были зафиксированы в 50 магазинах, 11 из которых уже фигурировали в осеннем списке нарушителей.
На сегодняшний день в адрес СПАП продолжают поступать сообщения из полиции ХМАО о рассмотрении обращений. Однако ни одно из нарушений по-прежнему не квалифицируется как незаконное использование товарных знаков, хотя информация о правообладателях поступала в полицию от представителей компаний и содержится в доступных источниках, таких как: база Роспатента, Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), а также на официальных сайтах производителей.
spirt-express.ru>> |