09.06.2014 Антиалкогольные законы помогают рынку суррогата Ограничить продажу алкоголя в выходные дни, запретить розничным сетям реализовать спиртное в больших пластиковых бутылках и повысить возраст тех, кому можно отпускать горячительное, – с такими новыми инициативами выступают законодатели.
На принятии закона о запрете розничной продажи спиртного в большой пластиковой таре (ПЭТ-таре) настаивает профильный комитет Госдумы. Депутаты надеются, что нововведение вступит в силу уже в 2015 году.
Их главный аргумент – эта норма сократит потребление спиртного, в частности пива, ведь именно оно продаётся в двухлитровых пластиковых бутытках.
Эксперты рынка сразу же заявили, что закон продвигают производители крепкого алкоголя. Однако директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз уверен, что это не так.
«В прошлом году было выпито 10 млрд литров пива, половина этого объёма была в стеклянных бутылках, чуть больше 2 млрд – в пластиковой таре. Остальное – это алюминиевые банки и розлив», – говорит эксперт.
Он считает, что запрет на продажу пива в ПЭТ будет выгоден исключительно производителям стеклотары и никак не скажется на общем употреблении алкоголя.
Пытаясь ограничить продажу спиртного в пластиковой таре, законодатели также ссылаются на вредность упаковки.
«В Европе, где к вопросам экологичности относятся очень серьёзно, в пластик разливают не только пиво, но и крепкий алкоголь. Поэтому данный аргумент не обоснован», – возражает им Вадим Дробиз.
Ещё одна недавняя инициатива связана с увеличением возраста, с которого можно покупать спиртное. На совещании правительства в конце прошлой недели был озвучен порог в 30 лет. Но такая мера вряд ли когда-нибудь примет форму закона, уверен эксперт.
Среди прочих ограничений законодатели также предложили повсеместно запретить продажу спиртного в выходные дни. Однако эта норма уже действует в некоторых регионах.
«Ограничения по времени установлены федеральным законом. И регионы могут их ужесточить по своему усмотрению. Поэтому дополнения в этом случае уже не нужны», – считает председатель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
Эксперт уверен, что постоянные ограничения и запреты не приводят к должному результату: потребление алкоголя от этого не сокращается. Покупатель в таких случаях часто просто переходит на контрафактный товар. По оценке эксперта, сегодня доля нелегальных точек продажи спиртного от общего числа магазинов составляет 20–30%.
«Дальнейшие ограничения приведут к ещё большему сокращению легального сектора и процветанию нелегальной продукции. Запретительные меры никакого результата на количество потребления не оказывают», – убеждён Дмитрий Добров.
Александра Посыпкина
|