26.05.2014 Виски льётся рекой Экспорт шотландского виски в 2013 году составил более 1,2 миллиарда бутылок, что на три процента больше, чем в 2012 году, свидетельствуют свежие данные Ассоциации производителей шотландского виски, SWA. Хотя в денежном выражении экспорт остался на прежнем уровне — порядка 4,3 миллиарда евро.
На экспорт виски приходится 85 процентов продуктового экспорта Шотландии и около четверти экспорта всего Соединённого Королевства.
Чемпион по потреблению этого напитка — США. Поставки виски в Соединённые Штаты в 2013 году оценивается в 820 миллионов евро — пятая часть всех продаж. Это восьмипроцентный рост по сравнению с 2012 годом и исторический рекорд.
Рекордным стал и экспорт виски в Индию: рост на 11,5 процента, до 69 миллионов евро. На четверть выросли за год поставки в Бразилию и Мексику, до 99 миллионов и 110 миллионов евро соответственно. А вот лидерство по темпам роста потребления шотландского виски принадлежит скромной Польши. Поставки в эту страну увеличились сразу на 38 процентов и составили 60 миллионов евро, что впервые обеспечило Польше место в первой двадцатке экспортных рынков виски.
По сравнению с 2004-м — годом вступления страны в ЕС — экспорт шотландского виски в Польшу увеличился в десять раз. «До того как поляки стали частью Евросоюза, им приходилось платить импортную пошлину в 75 процентов на виски и другой крепкий алкоголь, — говорит представитель SWA Розмари Галлахер. — После того как ограничения на торговлю были сняты, поставки в Польшу существенно увеличились».
Глава польской общины в Шотландии Марек Солейсяк считает, что популярность виски обеспечили поляки, переехавшие в Великобританию после интеграции Польши с ЕС. Вернувшись, они привезли с собой любовь к этому напитку, и теперь, по словам Солейсяка, виски стал важным культурным феноменом, чему способствуют виски-бары, в большом количестве открывающиеся в Варшаве и других польских городах.
Азия, напротив, равнодушна к шотландскому алкоголю. Сказывается как замедление экономического роста, так и государственное регулирование этого рынка. Поставки в Южную Корею и Японию упали на 15 процентов, в Китай — на 30 процентов.
В России же, наоборот, наблюдается тенденция роста потребления виски, рассказал председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Так же как есть тенденция сокращения производства водки: по данным Росстата, объёмы производства водки в 2013 году упали на 12,3 процента.
«Потребление крепких алкогольных напитков в мире постепенно растёт, — отмечает аналитик «ЭмЭфИкс Брокер» Сергей Некрасов. Их основными активными потребителями стали страны БРИКС, а также Мексика, Польша, Чили. В данных странах активно растут рынки потребления, что приводит к увеличению числа среднего класса, а значит, и благосостояния населения». Наиболее популярными напитками среди крепкого алкоголя, по словам Некрасова, являются водка, бренди и виски. «Виски стал входить в топ-3 популярных крепких алкогольных напитков ещё в 2011 году, за счёт импорта в Россию, Польшу, Бразилию, Мексику и Индию», — уточняет эксперт.
Дмитрий Докучаев,
Эхо планеты, № 16, 2014>> |