23 декабря 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
107553 , г.Москва, а/я 37
тел. (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

03.04.2014 Почти 16% магазинов в крупных городах торгуют алкогольной продукцией без лицензии

Аналитики Infoline изучили ассортимент 23 800 магазинов в 10 крупных городах (Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Уфа и Хабаровск) в декабре 2013 г. и январе 2014 г. Они сопоставили число магазинов, которые продают алкоголь, с количеством выданных лицензий на продажу алкоголя в розницу и адресов, на которые распространяется действие лицензий, на 1 января. В среднем число таких магазинов на 20% превысило количество выданных на город разрешений. Без учета крупной розницы (оборот от 3 млрд руб. в год) разница составила более 25% (от 14 до 29%). Самый существенный разрыв оказался в Воронеже, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, где магазинов на 28-29% больше, чем выданных разрешений.

Из этого аналитики Infoline делают вывод, что 16% магазинов (3750) в крупных городах торгуют алкогольной продукцией без лицензии. На них может приходиться около 25% продаж алкоголя в физическом выражении, говорит гендиректор Infoline Михаил Бурмистров.

Без лицензии на продажу алкоголя обычно работают те, чья лицензия аннулирована или прекращена, магазины у дома, непродовольственные магазины, нестационарные объекты, контейнеры на рынках и автолавки, перечисляют аналитики Infoline.

Эта проблема волнует и власть, и торговые сети, говорит директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов (объединяет 73 региональные сети, более 2000 магазинов в 56 регионах). На рынке алкоголя в последние 1,5-2 года, по его словам, сложилась «параллельная розница»: точки, продающие алкоголь без лицензии и реализующие водку, ввезенную из сопредельных государств, в первую очередь из Казахстана. «В небольших городах доля розничных точек, торгующих алкоголем без лицензии, нарушающих запреты на ночную продажу алкоголя, может превышать и 50%», — рассказывает он.

«Нам говорят, что некоторые магазины торгуют без лицензий, но это мнения и это не относится к крупной сетевой рознице», — сказал исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. Доля алкоголя в обороте ритейлеров, по его словам, составляет 10-15%. Нелегальный сектор «оказывает растущее конкурентное давление на добросовестную розницу» и ухудшает ситуацию на рынке, говорит Кузнецов.

После изменения в середине 2012 г. регулирования продаж алкоголя, запрещающего продавать его вблизи школ, медицинских организаций и т. д., многие ритейлеры столкнулись с проблемами с розничной лицензией на алкоголь. «Магнит» в августе 2012 г. сообщал, что лишился возможности продавать алкоголь в 255 магазинах (тогда их было 5837): 111 потеряли лицензии из-за близости к рынкам и больницам, а еще 144 не имели долгосрочных зарегистрированных договоров аренды. В начале 2013 г. представитель X5 Retail Group говорил, что продажи алкоголя в Калуге после внесенных в областной закон поправок разрешены лишь «в нескольких десятках магазинов на берегу реки и у кладбища».

Для легальных производителей алкоголя это также очень болезненная проблема — за последние годы в торговле фактически сформировалась «параллельная реальность» со своей системой логистики и сбыта, говорит предправления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. Основной причиной этого союз считает ускоренный рост акцизов, который и сформировал спрос: «В торговых точках без лицензии продажи алкоголя идут зачастую по более скромным ценам, чем в легальных магазинах».

100% продукции, продающейся без лицензии, имеет нелегальное происхождение и «альтернативные каналы поставки», уверен представитель Росалкогольрегулирования. Добров оценивает долю нелегального алкоголя в безлицензионной торговле до 90%. В такой рознице есть и легальный алкоголь, но основу составляет нелегальный товар, говорит он: «По нашим ощущениям, доля продаж алкоголя на российском рынке через такую розницу может составлять около 30%».

Проверки легальности торговли алкоголем — плановые и внеплановые, в частности по обращениям граждан, проводят структуры МВД, зачастую совместно с профильными чиновниками. В Нижнем Новгороде, где, по данным Infoline, торгующих алкоголем магазинов на 12% (380 точек) больше, чем лицензий, за 2013 г. местное министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг вместе с правоохранительными органами провело более 30 рейдов. Они обнаружили 23 магазина, продающих алкоголь без лицензии.

Проверять розницу на предмет торговли алкоголем может и Роспотребнадзор, в сферу полномочий которого входит контроль качества продукции (см. врез на стр. 11). Он должен уведомить о предстоящей проверке магазина за несколько дней, говорит ведущий юрист корпоративной практики Sameta Екатерина Саенко. За это время магазин, работающий без лицензии на алкоголь, может убрать его с полок, но вывезти оперативно большие объемы алкоголя со склада магазину будет трудно, отмечает юрист.

Лицензию на розничную продажу алкоголя выдают структуры местной исполнительной власти. Средний срок получения лицензии — 30 дней со дня сдачи всех документов, говорит Саенко.

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/companies/news/24789351/alkogolnaya-parallel#ixzz2xovM1L7h

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции