23 декабря 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
107553 , г.Москва, а/я 37
тел. (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

12.03.2014 Алкогольным рынком правят «леваки»

В России вступили в силу новые минимальные цены на крепкие спиртные напитки. С 11 марта они выросли в среднем на 17%. В августе будет еще одно повышение цен на алкоголь – на 10,5%. Однако рекордным был прошлый год, за который цена водки выросла на 36%.

Согласно приказу Росалкогольрегулирования, с 11 марта минимальная розничная цена на водку повышается с 170 до 199 рублей. После 1 августа пол-литровая бутылка будет стоить уже 220 рублей. Цены на коньяк и бренди в августе повышаться не будут, но с 11 марта минимальная розничная цена за 0,5 литра коньяка составит не ниже 322 рублей, а цена бутылки бренди в рознице составит минимум 293 рубля.

Если судить по статистическим данным, то в стране стали меньше пить. В минувшем году зафиксировано снижение производства водки на 12,3%. И с этим трудно спорить: легальные производители на самом деле сократили объемы выпуска. Но водки меньше не стало. Легальная «злодейка с наклейкой» на многих прилавках уступила место нелегальной, произведенной на подпольных заводах. В ряде регионов торговля «левой» водкой идет открыто. Что касается импортного алкоголя, то его продается больше, чем прошло через таможню.

Те, кто работает на алкогольном рынке, утверждают, что нынешняя волна фальсифицированного алкоголя подготовлена недавними решениями о повышении акцизов. По словам председателя правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрия Доброва, еще в декабре в отрасли говорили, что увеличение ставки резко повысит спрос на «левак», а это приведет к формированию альтернативных каналов дистрибуции нелегальной продукции. Именно это и случилось.

От этого страдают легальные производители спиртного. Именно их продукция застаивается на прилавках из-за того, что рядом всегда можно купить то же, но дешевле. При этом подделку не отличить от оригинала, даже акцизная марка на месте.

По словам владельцев магазинов, предложения партий «левой» водки поступают по несколько раз на дню. Крупные торговые сети еще могут отказываться от «левака», не особенно рискуя объемами продаж, но для мелких, которые наиболее остро ощущают спад в торговле, это проблематично.

Примерно такая же ситуация в сфере иностранного алкоголя. В минувшем году розничные продажи виски, текилы и рома на 10 млн литров превысили объемы импорта. По приблизительным подсчетам, производители этих видов нелегального алкоголя за год положили себе в карман порядка 8 млрд рублей.

Располагая такими доходами, нелегальные производители алкоголя могут пролоббировать новые рыночные ужесточения, которые скажутся первым делом на легальных производителях и легальных дистрибуторах этого продукта.

Как ни парадоксально, но параллельно с ужесточением условий торговли и повышением акцизов наблюдается неограниченная свобода торговли подделками. «Поддельными виски, ромом, текилой и водкой торгуют почти открыто многие оптовики, – приводит слова представителя крупного столичного алкогольного дистрибутора газета «РБК daily». – При этом образцы контрафактной продукции внешне неотличимы от оригинала. По желанию могут привезти с уже наклеенной фальшивой акцизной маркой».

Требования к документации также легко преодолеваются. Закупается небольшая легальная партия товара у крупного производителя, со всех документов снимаются копии, которые затем прикладываются к партии «левого» товара. Кроме того, поддельный алкоголь открыто продается через интернет-сайты. При этом продавцы гарантируют оперативную поставку любых объемов при условии предоплаты.

За чистотой оборота алкогольных напитков призвано следить Росалкогольрегулирование, однако выявить передвижения нелегальных партий оно может только при участии полиции. В этом ведомстве соглашаются, что объемы подделки алкоголя становятся угрожающими, партии «левой» водки, а также виски, рома и текилы выявляются каждую неделю, но без помощи полиции в подобных делах не обойтись.

Госкомпания «Росспиртпром», которая обязана уничтожать все выявленные партии фальшивого алкоголя, также фиксирует большие изменения в этой сфере. Если раньше на уничтожение поступала только водка, то теперь доля подделок под популярные марки импортного алкоголя достигла четверти.

О том, каким образом выходить из сложившегося положения, есть разные мнения. Одни считают, что многое прояснится после того, как в рознице заработает ЕГАИС – компьютерная информационная система, способная, по замыслу создателей, отследить путь каждой бутылки от производителя до потребителя. Сейчас она проходит наладку в ряде крупных розничных торговых систем. Так по крайней мере считают в Росалкогольрегулировании. Однако ЕГАИС работает уже не один год, а заметного влияния на рынок алкоголя не оказала.

Региональные дистрибуторы и розничные торговцы обращают внимание на то, что правоохранительные органы не ведут никакой борьбы с распространителями подделок, хотя это не составляет особого труда. Поэтому они склоняются к созданию особой алкополиции, которая контролировала бы сбыт спиртного. Но и эта структура не будет защищена от коррупции и административного давления, особенного в регионах, где реализуется основная масса «паленого» алкоголя.

Пока же рынок меняется в соответствии с тенденциями. В выигрыше оказались производители, ориентированные на экспорт, а также заводы, занимающиеся только розливом известных брендов.

Анна Соколова,
ТПП-Информ>>

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции