27.12.2013 Рустам Тарико сливает водку Контроль над польской CEDC дал Рустаму Тарико статус второго после Diageo производителя и продавца водки в мире.
В отчетности CEDC говорится, что в октябре Pernod Ricard инициировала арбитражное разбирательство в Торговой палате Парижа из-за прекращения дистрибуторского соглашения с CEDC. С 2006 г. Pernod Ricard занималась дистрибуцией водки Zubrоwka, но 22 июля CEDC разорвала это соглашение, сославшись на существенное нарушение Pernod Ricard его условий (до какого года действовало соглашение, стороны не сообщали). Отношения будут прекращены с 31 января 2014 г., говорится в совместном заявлении двух компаний. Pernod Ricard оценила свои убытки от расторжения соглашения в 6,5 млн евро. Спор с Pernod Ricard представитель CEDC комментировать отказался. Получить комментарии Pernod Ricard не удалось из-за праздников.
Холдинг «Русский стандарт» Рустама Тарико 5 июня завершил покупку польского производителя и дистрибутора алкоголя Central European Distribution Corporation (CEDC). После этой сделки структуры под контролем Тарико стали вторыми в мире по объему производства водки. До нее водка «Русский стандарт» была на 17-м месте по продажам в мире, а CEDC со всеми своими брендами входила в первую десятку крупнейших производителей, говорит представитель «Русского стандарта».
Многолетний лидер глобального водочного рынка — английская Diageo: она в прошлом году произвела около 30 млн девятилитровых кейсов водки, 26 млн из которых пришлось на Smirnoff. Объединенная с «Русским стандартом» CEDC могла в 2012 г. разлить около 27 млн кейсов: 2,9 млн кейсов произвел «Русский стандарт» (эту цифру компания раскрывала), около 17 млн кейсов могла произвести российская «дочка» CEDC — «Русский алкоголь» и около 7 млн — польские предприятия холдинга (такие расчеты «Ведомостей» подтвердил источник, близкий к компании). Таким образом, объединенная компания оставила позади производителя Absolut — Pernod Ricard и производителя Grey Goose — Bacardi.
Сделка за два года
Чтобы поглотить CEDC, Тарико потребовалось почти два года. До сделки он уже потратил $440 млн и взял на себя обязательства перед кредиторами еще почти на $700 млн: около $600 млн CEDC должна держателям реструктурированных кредитных нот (их нужно будет начать гасить в 2016 г.), кредитную линию еще на $100 млн компании Roust Trading в апреле открыло инвестиционное подразделение «Альфа-групп» А1. Сколько из этой суммы было взято и уже погашено, представитель «Русского стандарта» сказать отказался.
После сделки пришлось потратиться еще немного: $3,7 млн — на вознаграждение консультантов, $4,5 млн — на программу оптимизации (в том числе на выплаты персоналу и консультантам, помогавшим налаживать организационную структуру), писала CEDC в презентации для инвесторов, посвященной финансовым результатам III квартала 2013 г. Еще $1,3 млн составили остальные единовременные траты на оформление сделки.
Вплоть до 2010 г. CEDC показывала хорошие результаты. Ее бренд «Зеленая марка», по данным журнала Drinks International, в 2009 г. был на втором месте по объемам производства в мире после Smirnoff. В 2010 г. компания зафиксировала чистый убыток в $104,78 млн при выручке $1,573 млрд, а по итогам 2011 г. он составляет уже $1,3 млрд — в полтора раза больше чистой выручки ($878 млн). Тогда же основатель и совладелец CEDC Уильям Кери (у него было 5,2% CEDC) начал подыскивать инвесторов для компании и вышел на Тарико. Первоначально переговоры предполагали, что Тарико в обмен на помощь получит около трети CEDC, но в финале Тарико получил компанию целиком, а Кери покинул ее, лишившись всех своих акций.
CEDC работает на трех рынках — в России, Польше и Венгрии. 80% стоимости любого алкогольного бизнеса — это бренды, говорил ранее «Ведомостям» президент водочной компании «Белое золото» и в прошлом гендиректор «Росспиртпрома» Сергей Зивенко. На стоимость брендов приходилось около $900 млн из заплаченного CEDC за «Русский алкоголь» $1 млрд, рассказывал в 2010 г. «Ведомостям» тогдашний гендиректор «Русского алкоголя» Кайрат Жангозин.
В России в портфеле у CEDC 10 водочных марок — «Журавли», Parliament, «Маруся», «Ямская» и др. В Польше CEDC производит Bols, Soplica, Zubrowka и др. Правда, в этом году розничный аудит Nielsen показал, что в феврале — марте 2013 г. «Зеленая марка» уступила лидерство «Пяти озерам» Алкогольной сибирской группы и «Беленькой» компании «Синергия».
Около 70% продаж CEDC приходятся на Россию. Всего производственных площадок у компании семь: пять в России и две в Польше. На российских заводах CEDC в 2012 г., по данным Росстата, было произведено 15% всей российской водки. Сама компания оценивает свою долю в 10,7% продаж.
В одни руки
Получив контроль над CEDC, Тарико взялся за объединение бизнесов. «Все наши производственные компании в России, Польше и Италии подчиняются одному человеку, мы работаем над централизацией и других ключевых функций — финансов, закупок, маркетинга и международных продаж», — рассказывает «Ведомостям» Тарико (он передал комментарии через представителя). По его словам, создается единый алкогольный холдинг по функциональному принципу: «руководитель осуществляет сквозное управление по всем нашим компаниям в рамках свой зоны ответственности».
Опрошенные «Ведомостями» представители торговых сетей не заметили изменений в системе дистрибуции после сделки. «Сложно сказать, как эта сделка повлияла на ценовую политику в отношении брендов, принадлежащих CEDC, поскольку основное влияние на цены оказало повышение минимальных цен на алкоголь и повышение акцизов», — говорит сотрудник Metro Cash & Carry.
Компании удалось вывести «Зеленую марку» и Żubrоwka в duty-free, а также на рынки США и Великобритании, рассказывает представитель CEDC. В планах — пополнение экспортного портфеля и другими брендами, продолжает он.
Финансовые показатели компании после ее покупки «Русским стандартом» «серьезно улучшились», говорит представитель CEDC. В презентации CEDC для инвесторов по результатам трех кварталов 2013 г. говорится, что по сравнению с теми же месяцами 2012 г. чистые продажи выросли на 0,8% (до $528,9 млн) при одновременном падении рынка за тот же период на 6,8% (по данным Росстата — на 13,6%). Валовая прибыль, согласно отчетности по US GAAP за три квартала 2013 г., уменьшилась на 5,1% до $201 млн. Представитель компании и аудитор CEDC — компания PWC предлагают сравнивать прибыль по первичной отчетности и стандартам US GAAP для компаний, которые начали бухгалтерскую отчетность после процедуры банкротства (Fresh Start accounting), исходя из них, она выросла на 4% (до $221,2 млн).
Операционные расходы компании за первые три квартала 2013 г. уменьшились на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистый долг сократился на 51% (на конец сентября он составил $717 млн) благодаря «успешной реструктуризации всех долговых обязательств и выпуску новых бондов CEDC на ирландском рынке», утверждает представитель CEDC.
За первые девять месяцев выпуск продукции уменьшился с 19,8 до 18,5 млн кейсов (на 6%). Но в III квартале производство выросло на 3,9% до 7 млн кейсов, говорит представитель компании. «Нам предстоит еще много работы, но мы воодушевлены достигнутыми за последние шесть месяцев результатами», — отмечает Тарико.
О дальнейших планах Тарико говорит сдержанно: «Наша основная задача — сохранение и укрепление наших позиций на всех рынках сбыта, а также дальнейшее увеличение экспортных рынков, которых в данный момент более 80». Каких целевых показателей хочет добиться CEDC, ее представитель говорить отказался.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/600931/rustam-tariko-slivaet-vodku
|