22 декабря 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
107553 , г.Москва, а/я 37
тел. (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

07.06.2013 CEDC перешла под контроль Рустама Тарико

Roust Trading, « дочка» « Русского стандарта» Рустама Тарико, завершила консолидацию Central European Distribution Corporation (CEDC). Вместе « Русский стандарт» и CEDC заняли второе место в мире по объемам производства водки. Многолетний лидер глобального водочного рынка — английская Diageo: она в прошлом году произвела около 30 млн девятилитровых кейсов водки, 26 млн из которых пришлось на Smirnoff. Объединенная с   « Русским стандартом» CEDC могла в прошлом году разлить около 27 млн кейсов: 2,9 млн кейсов произвел « Русский стандарт» (эту цифру компания раскрывала), около 17 млн кейсов могла произвести российская « дочка» CEDC — « Русский алкоголь» и около 7 млн — польские предприятия холдинга (такие расчеты « Ведомостей» подтвердил источник, близкий к компании). Таким образом, объединенная компания оставила позади производителя Absolut — Pernod Ricard и производителя Grey Goose — Bacardi.

Чтобы поглотить CEDC, Тарико потребовалось почти два года (подробнее см. на www.vedomosti.ru). Приобретение уже обошлось ему в $440 млн. А объединенной компании придется заплатить кредиторам еще немногим менее $700 млн: около $600 млн CEDC должна держателям реструктурированных кредитных нот (их нужно будет начать гасить в 2016 г.) и еще $100 млн Roust Trading должна инвестиционному подразделению « Альфа-групп » А1   (этот кредит выдан на год с возможностью пролонгации на три года). Неизвестно, сможет ли CEDC обслуживать такой долг и как Тарико собирается развивать бизнес CEDC, говорит аналитик « ВТБ капитала» Иван Кущ.

Представитель « Русского стандарта» отказался от комментариев.

Держи долги выше

Первую компанию группы CEDC — Carey Agri американец Уильям Кери с партнерами создал в 1990 г. Она занималась дистрибуцией пива и алкоголя в Польше. Бизнес рос, и в 1998 г. CEDC провела первичное размещение на NASDAQ. В 2006 г. дистрибутор начал диверсифицировать бизнес — он приобрел производственные площадки в Европе. А в 2008 г. сделал первую покупку в России — компанию « Урожай», производителя водки Parliament. За следующие два года Кери в России купил компанию « Русский алкоголь» (производитель « Зеленой марки» — водки номер один в России) и дистрибутора элитного алкоголя Whitehall. На российские приобретения CEDC потратила около $1,3 млрд. Все эти деньги компания занимала на открытом рынке — разместив три выпуска кредитных нот.

Российские марки, которые приобрела CEDC, были в лидерах глобального рейтинга крупнейших алкогольных брендов Millionaires журнала Drinks International. « Зеленая марка», по данным журнала, в 2009 г. была на втором месте по объемам производства в мире после Smirnoff. Но с 2010 г. объемы производства « Зеленой марки» начинают падать, а экономика — стремительно ухудшаться. В 2010 г. CEDC впервые фиксирует чистый убыток в $104,78 млн, а по итогам 2011 г. он составляет уже $1,3 млн — в полтора раза больше чистой выручки ($878 млн). Правда, почти весь убыток был сформирован из-за переоценки активов компании.

Убытки для компании оказались непосильными: в феврале 2012 г. Кери на телеконференции признался инвесторам, что самостоятельно расплатиться с кредиторами в 2013 г. компании будет не под силу (в марте нужно было платить по $300-миллионному выпуску). Позднее оказалось, что Кери еще весной 2011 г. занялся поиском инвестора для компании. И очень скоро начал переговоры с Тарико, выяснилось из материалов, которые CEDC подала в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) в мае 2012 г. Но если первоначально переговоры предполагали, что Тарико в обмен на помощь получит около трети CEDC, то в финале Тарико получил компанию целиком, а Кери покинул ее, лишившись всех своих акций.

Сила бренда

CEDC работает на трех рынках — в России, Польше и Венгрии. 80% стоимости алкогольного бизнеса — это бренды, говорил ранее « Ведомостям» президент водочной компании « Белое золото» и в прошлом гендиректор « Росспиртпрома » Сергей Зивенко.

На стоимость брендов приходилось около $900 млн из заплаченного CEDC за   « Русский алкоголь» $1 млрд, рассказывал в 2010 г.   « Ведомостям» тогдашний гендиректор « Русского алкоголя» Кайрат Жангозин; в 2008 г. Pernod Ricard заплатила за Absolut 6 млрд евро, а в 2004-2005 гг. Bacardi-Martini заплатила за Grey Goose более $2 млрд.

В 2012 г. в рейтинге Millionaires ни   « Зеленой марки», ни других брендов CEDC уже нет: компания не подавала данных для участия в нем, поскольку была занята более насущным вопросом — поиском решения для расчета с кредиторами компании, рассказывал ранее один из ее топ-менеджеров. Но в 2011 г. из 30 крупнейших водочных брендов мира CEDC принадлежало пять, а объединенной компании с учетом « Русского стандарта» — шесть. Больше нет ни у кого из производителей.

Основную ценность CEDC составляют ее водочные бренды, лидирующие в своих сегментах, говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. В России в портфеле у компании 10 водочных марок — « Журавли», Parliament, « Маруся», « Ямская» и др. В Польше CEDC производит Bols, Soplica, Zubrowka и др.

Но главный бренд в портфеле CEDC — « Зеленая марка», лидировавшая на рынке по объемам продаж с 2007 г., продолжает Дробиз. Правда, в этом году розничный аудит Nielsen (волна февраль — март 2013 г.) показал, что « Зеленая марка» уступила лидерство « Пяти озерам» Алкогольной сибирской группы и   « Беленькой» компании « Синергия ». Официальных комментариев по этому поводу компания не давала. Источник в   « Русском алкоголе» допускает, что изменение в долях рынка могло случиться из-за того, что в конце прошлого года многие компании активно разливали водку в преддверии роста акцизов — это нарушило привычную картину. Дробиз полагает, что « Зеленая марка» в целом по России сохранила первое место.

Одна только « Зеленая марка» стоит $300 млн, считает Дробиз, вся же CEDC может стоить до $500 млн. Больше никто из опрошенных « Ведомостями» экспертов оценить компанию не взялся.

Хозяин заводов

Россия — крупнейший в мире рынок водки, говорится в отчете CEDC за 9 месяцев 2012 г.   (последний опубликованный). Около 70% продаж компании приходятся на Россию. Всего производственных площадок у компании семь: пять в России и две в Польше. На российских заводах CEDC в 2012 г., по данным Росстата, было произведено 15% всей российской водки. CEDC данных об объемах производства не раскрывает, представитель компании на запрос не ответил.

Крупнейшие российские заводы CEDC — « Топаз » в подмосковном Пушкине (его мощность — 15 млн дал в год; это крупнейший в стране действующий водочный завод) и новосибирский Сибирский ЛВЗ (мощность — около 11 млн дал водки и 7 млн дал коктейлей). На этих предприятиях разливаются основные бренды « Русского алкоголя»: « Зеленая марка», « Журавли», « Маруся» и др. Водка Parliament разливается в  Балашихе на площадке « Парламент продакшн». Также у компании есть завод алкогольных коктейлей « Браво премиум» в Петербурге. А Первый купажный завод в  Туле компания выставила на продажу летом 2011 г., но покупателя до сих пор не нашла.

Два польских завода CEDC — « Полмос Белосток» и   « Оборники» — вместе могут производить 13 млн дал.

Где резервы

Алкогольный бизнес самого « Русского стандарта» состоит из производственной площадки в Петербурге, спиртзавода в Татарстане, итальянского винного дома Gancia и дистрибуторской компании « Руст инк.» (эксклюзивный импортер и дистрибутор Rйmy Martin, Piper Heidsieck, Metaxa, St Remy, Cointreau, Jдgermeister, Dalmore и др.). Компании принадлежат водочные бренды в премиум-сегменте — « Русский стандарт» (лидер сегмента в России; 8-я строчка в рейтинге Millionaires в 2012 г.) и Imperia. В 2012 г. компания произвела 2,9 млн девятилитровых кейсов водки, около 70% которой отправились на экспорт.

Ни в   « Русском стандарте», ни в CEDC никак не комментируют вопросы об интеграции бизнесов компаний, но некоторые из этих процессов начались еще в прошлом году — после того как Тарико возглавил совет директоров CEDC. В сентябре 2012 г. в совет директоров « Русского алкоголя» вошел вице-президент « Русского стандарта» Игорь Косарев. Около полугода назад менеджмент « Русского алкоголя» переехал в новый офис « Русского стандарта» в Подмосковье.

Синергия в таких сделках достигается в первую очередь за счет объединения операционных служб, говорит аналитик инвестфонда Paradigm Investments Михаил Лощинин. Компании могут объединить усилия в продажах — за счет единого штата торговых представителей, которые довольно дорого обходятся производителям алкоголя, продолжает Лощинин. Другое направление, где могли бы объединить усилия CEDC и   « Русский стандарт», — экспортные операции, считает аналитик. Вчера « Русский стандарт» сообщил, что его дистрибуторская компания « Русский стандарт водка» выводит на рынок США « Зеленую марку», которая там будет продаваться в среднепремиальном сегменте.

Серая перспектива

В январе 2013 г. акциз на спирт в России был повышен на 33%   (с 300 руб. в 2012 г. до 400 руб. за 1 л безводного спирта) — это самое существенное увеличение за всю историю. В 2014 г. запланировано повышение еще на 25% до 500 руб., а в 2015 г. — на 20% до 600 руб. Вслед за ростом акцизов на спирт дорожает легальная водка: по расчетам участников рынка, в 2015 г. пол-литровая бутылка легальной водки должна подорожать минимум до 280-300 руб. против сегодняшних 170 руб. Такое подорожание может привести к резкому росту нелегального производства и ударить по экономике алкогольных предприятий, не раз говорили « Ведомостям» представители компаний-производителей. Повышение акцизов несет в себе риски для участников рынка, считает предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По его словам, общее падение производства по отрасли в этом году из-за роста ставки акциза — более 20%. По сути, все, что было сделано государством правильного и полезного для легализации рынка за последние три года, сводится на нет последствиями роста ставки акциза, считает Добров.

www.vedomosti.ru>>

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции