26.04.2013 Александр Мечетин о суперпремиальной водке Сегодня Beluga уходит с прилавков российских супермаркетов по цене от 1 до 4,5 тыс. рублей за бутылку и занимает 80% сегмента суперпремиум, а 30% всего производимого объема экспортируется в 50 стран мира. Beluga конкурирует на международном рынке не только с французским коньяком и шотландским виски, но и с бельгийской Belvedere, и французской Gray Goose. Александр Мечетин называет производство водки богоугодным делом и не скрывает, что любит этот бизнес. Он вообще любит бизнес и часто повторяет, что бедные трудятся, пока бедны, а богатые трудятся всегда. 6 лет назад, в 31 год, Александр Мечетин уже занял 231-е место в списке самых богатых россиян по версии журнала «Финанс».
Как вы оцениваете предпринимательский задор нынешних 25-летних?
Задор, может быть, и есть, но я не вижу большого числа реализованных проектов. Иногда кажется, что государство делает все, чтобы погубить культуру предпринимательства в обществе. Мало стимулов для развития частного бизнеса, а много – для вливания молодежи в аппарат чиновничества. Показательно, наверное, что Google на бирже стоит дороже, чем все наши нефтяные госкомпании вместе взятые. Да, у нас есть интересные примеры в области IT, но в потребительском секторе таких единицы.
Сегодня США, где «Синергия» представлена собственной дочерней компанией Beluga North America, стали самым крупным рынком потребления суперпремиальной водки. Делая Beluga экспортным продуктом, на какие рынки вы ориентировались?
Американцы выпивают 80% общемирового объема премиальной водки и половину всего производимого в мире премиального алкоголя. В России этот показатель составляет лишь 8%, в Индии – 3–4%, и даже в Германии, где показатель доходности на душу населения лишь чуть-чуть ниже американского, богатые пьют в сотни раз меньше. Второй по объему рынок – азиатский (10% всей экспортируемой Beluga), потом Вьетнам, Индонезия и Саудовская Аравия – для них русская водка начнется именно с Beluga. Однако, формулируя бизнес-идею по продвижению суперпремиального продукта, я не слишком подробно просчитывал рынок. Хотел в первую очередь сделать красивый проект. Честно говоря, мы не предполагали, что категория премиального алкоголя начнет расти так быстро.
The Liberty of Luxury («Свобода роскоши») – вненациональный слоган, почему вы отказались от очевидного решения позиционировать Beluga как русскую «по происхождению»?
Конечно, невредно было бы напомнить миру о месте происхождения водки, как поступают шотландцы, американцы и французы со скотчем, бурбоном и коньяком. Однако мы позиционируем Beluga как интернациональный продукт – в отличие от основного конкурента на международном рынке, водки Gray Goose, активно использующей образ Франции как страны высокой кухни и коньяка, чтобы добавить привлекательности собственному бренду. Но мы сделали выбор в пользу глобального позиционирования и ассоциации Beluga с поло (Beluga Allure) и яхтингом (Beluga Transatlantik Racing).
Еще недавно вы отводили себе четыре года на то, чтобы окончательно развязаться с делами и начать отдыхать. Погорячились?
Конечно, хорошо жить там, где много солнца, вина и свободного времени, но вряд ли такое будет возможно в ближайшие 10 лет. Пока же отдых так или иначе превращается в проект, связанный с бизнесом, а океанское путешествие под парусом – в тимбилдинг. Даже в море работаем над стратегией развития компании. Отводим этому хотя бы день. Кто-то делает доклад, погружает в проблему, остальные обсуждают. В море хорошо думается, к тому же обстановка способствует неформальному обмену мнениями. В последний раз, к примеру, расставляли приоритеты: на какой продукт обратить особое внимание, от чего вообще отказаться. Я родился под Владивостоком и много лет прожил у океана, который, как все жители прибрежных городов, называю морем. Долгий поход на яхте для меня и сейчас лучший способ релаксации. Две-три недели без телефона и вообще всякой связи с землей, когда вокруг одна только вода и небо, – успеваешь передумать обо всем. В спортивной лодке нет душа, кают и даже перегородок. Все удобства принесены в жертву легкости и эргономичности судна. Спартанская обстановка – лучшая возможность узнать, кто есть кто в твоем окружении. Тут уж не сбежишь друг от друга.
Вспомните самое опасное приключение.
Переход из Новой Зеландии через Тихий океан к островам Кука на спортивном катамаране. Катамаран не то что яхта, раскачивало нас будь здоров, потеряли по паре килограммов каждый.
pbwm.ru>> |