15.01.2013 Повышение ставок акцизов не повлияло на алкогольные пристрастия россиян Российская акцизная политика не заставит потребителей отказаться от крепкого алкоголя — к такому выводу пришли эксперты Института Гайдара. Структура потребления алкоголя в России «северного типа» — преобладает крепкий (см.инфографику), а наименее вредным считается преобладание пива и вина.
Но в России акцизная нагрузка на пиво и крепкий алкоголь в пересчете на литр чистого спирта отличается всего на 25%. Еще в 2009 г. уровень налогообложения крепкого алкоголя и пива отличался почти втрое, указывает завлабораторией бюджетной политики Института Гайдара Илья Соколов: доля крепкого алкоголя в структуре потребления снизилась с 80% в 1995 г. до 51% к 2010 г., а пива — выросла с 14 до 38%. Но в 2010 г. ставки акциза на пиво были повышены втрое, и фискальная нагрузка практически сравнялась с крепким алкоголем. Исчезли «ценовые сигналы к переключению на слабоалкогольную продукцию», подчеркивает Соколов.
Средняя цена пива сопоставима с европейским уровнем, а доля акциза в цене — ниже среднего (13,8% против 19,1%). Доля акциза в цене крепкого алкоголя также ниже европейских показателей — 28,8% против 37,5%, но и цена значительно меньше, чем в Евросоюзе. «Складывается ощущение, что акцизная политика не определилась, какой тип потребления алкоголя должен быть сформирован в долгосрочной перспективе», — констатирует Соколов.
Существенно повышать ставки акцизов для крепкого алкоголя можно, только если на рынке нет альтернатив, замечает предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров: уже к середине 2013 г. может начаться падение легального производства из-за повышения акцизов, хотя в течение двух лет объем нелегального рынка сокращался.
Налогообложение алкоголя в России имеет исключительно фискальную направленность и не влияет на объем потребления, категоричен директор аналитического центра ЦИФРРА Вадим Дробиз. Потребление пива снижалось в 2008-2009 гг., а с 2011 г. начало расти, несмотря на трехкратное повышение акцизов в 2010 г. На объем потребления влияли демографические факторы, объясняет он: в 2008-2009 гг. на рынок выходили родившиеся в 1990 г., когда был спад рождаемости.
«На пиве государство опробовало фискальную программу, а с 2012 г. запустило ее и для крепкого алкоголя», — резюмирует Дробиз. В 2011 г. казна собрала акцизов на 200 млрд руб., в 2012 г. — 250 млрд, в 2013-2014 гг. сборы вырастут еще на 30-35 млрд, перечисляет он: «Фискально государство выиграет, а социально проиграет».
Маргарита Лютова
Vedomosti.ru
|