07.08.2012 Минфин готов притормозить темпы повышения акцизов с 2015 г Минфин разослал на межведомственное согласование проект поправок в Налоговый кодекс об индексации акцизов в следующие три года, рассказали два федеральных чиновника. «Ведомости» ознакомились с этим документом.
В 2013 и 2014 гг. министерство предлагает сохранить уже одобренные ставки почти по всем акцизам за исключением прямогонного бензина: его рекомендовано повышать в сравнении с уже утвержденным уровнем на 6% каждый год (см. таблицу). Компаниям будет невыгодно производить низкокачественный автомобильный бензин из прямогонного, так как акциз на него после индексации будет на 1% выше, объясняет Минфин в пояснительной записке.
Предложения по 2015 г. ранее были лишь частично описаны в Основных направлениях налоговой политики на следующие три года. В поправках Минфин предложил индексировать акцизы в 2015 г. в среднем на 20% к уровню 2014 г. Федеральному бюджету прибавка принесет 92,3 млрд руб., региональным — 39,3 млрд, следует из расчетов Минфина: это 9% от запланированных на 2015 г. акцизных доходов.
В целом предложения соответствуют достигнутым ранее договоренностям за исключением некоторых позиций вроде сигар, их производство в России незначительно и не оказывает существенного влияния на рынок, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Татьяна Илюшникова.
Наиболее существенное повышение акцизов в 2015 г. ожидает курильщиков: на сигареты — на 20% до 960 руб. за 1000 штук плюс 9%, но не менее 1250 руб. (в 2013 г. — на 41%, в 2014 г. — 45%), сигары — на 51% до 128 руб. за штуку, сигариллы — на 50% до 1920 руб. за 1000 штук. По оценке Минфина, такая индексация принесет федеральному бюджету дополнительно 58,4 млрд руб.
Предлагаемый рост акцизов на сигареты на 20% позволит правительству существенно увеличить доходы бюджета, минимизировав риски нелегальной торговли, считает директор по коммуникациям JTI Анатолий Верещагин. «Приемлемым» называет индексацию 2015 г. и гендиректор ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин.
Акцизы на алкоголь Минфин предлагает индексировать более умеренными темпами. При этом ставка для водки повышается на ранее одобренные правительством 20% до 600 руб. за литр спирта (в 2013 г. — на 33%, в 2014 г. — 25%). Акцизы же на пиво по проекту растут медленнее даже утвержденных правительством показателей: на 11% до 20 руб. за литр против 22 руб. в Основных направлениях налоговой политики (в 2013 г. — на 25%, в 2014 г. — 20%). Индексация акцизов на крепкий алкоголь в 2015 г. принесет консолидированному бюджету дополнительно 26,9 млрд руб., на пиво — 9,6 млрд, подсчитал Минфин.
Предлагаемая индексация акцизов означает рост стоимости легальной бутылки водки экономсегмента до 280-300 руб. в 2015 г. (сейчас — 100-110 руб.), утверждает предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров: сейчас на продукцию этой ценовой категории в лучшем случае приходится 2% продаж, а основной объем — на водку за 130-180 руб. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, что сейчас самое дешевое пиво стоит не меньше 25 руб., в 2015 г. цена может вырасти до 36 руб. Представитель Efes Rus Кирилл Болматов доволен, что темпы роста акцизов на пиво ниже, чем на крепкий алкоголь, что вполне вписывается в мировую практику по борьбе с алкоголизацией населения путем переключения с крепкого алкоголя на слабый. Добров же опасается роста нелегального рынка, если самая дешевая легальная водка существенно подорожает. России, Казахстану и Белоруссии едва ли удастся гармонизировать ставки акцизов, полагает Дробиз: уже сейчас самая дешевая водка в России (145 руб., по его оценке) вдвое дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу.
Акцизы на бензин и дизельное топливо в 2015 г. Минфин предлагает индексировать на 10% вне зависимости от класса, ставки на бензин 3-го и 5-го классов будут отличаться почти вдвое (в 2013 г. — на 0-46% в зависимости от класса, в 2014 г. — 10%). Эта индексация принесет бюджетам 23 млрд руб., подсчитал Минфин.
Но на прошлой неделе (после рассылки проекта) министр финансов Антон Силуанов заявил, что в правительстве обсуждается повышение акцизов для топлива класса «Евро-4» и «Евро-5», чтобы сохранить объемы пополнения дорожных фондов. Из-за роста выпуска топлива более высокого класса фонды могут недополучить доходы, а к 2015 г. на «Евро-5» придется свыше 90% всего топлива, говорил «Ведомостям» федеральный чиновник. Представитель Минфина вчера не смог пояснить, собирается ли ведомство пересматривать ставки в уже разосланном проекте. По словам сотрудника Минфина, этот проект подготовлен по Основным направлениям налоговой политики, а вопрос разных акцизов на топливо и необходимость их ускоренного роста на 4-й и 5-й классы еще предстоит обсуждать.
Уже несколько лет акцизы растут темпами в 10% за год, ничего страшного в этом нет, хотя топливо и подорожает для потребителя, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Но он опасается, что кроме индексации правительство пойдет на унификацию акцизов на 3, 4 и 5-й классы: «Дифференциация должна остаться, иначе получится обман тех, кто вложился [в модернизацию НПЗ]».
Дмитрий Казьмин
Елизавета Никитина
Юлия Грибцова
Vedomosti.ru >> |