26.07.2012 Запрет на рекламу алкоголя: станут ли пить меньше в РФ С 23 июля в России запрещена реклама алкогольной продукции на телевидении, радио, в интернете, на транспорте и уличных рекламных щитах.
Запрет распространяется и на пивную продукцию: в прошлом году Дума приняла поправки, приравняв пиво к крепкому алкоголю.
Пока что остается возможность рекламировать алкоголь в печатных СМИ - за исключением первой и последней страниц - но лишь до 1 января 2013 года.
На безалкогольное пиво ограничение по рекламе не распространяется. Также в законе ничего не сказано о так называемой 'антирекламе'.
Эксперты опасаются, что в результате запрета на рекламу алкоголя пострадают владельцы дорогостоящих алкогольных брендов, а выиграют, напротив, производители некачественной водки и спиртосодержащих суррогатов.
'Возьмем некий завод некой кавказской республики, который выпускает и продает из-под полы водку 'АБВГДЕйка' по какой-то очень низкой цене, из которой, как правило, не уплачен ни акциз, ни НДС - такой завод, думаю, не пострадает', - сказал bbcrussian.com председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.
По мнению же председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, практически полный запрет на рекламу алкоголя - мера жесткая, но вынужденная. 'Надеюсь, она даст эффект, потому что уровень потребления крепких напитков аномально высок', - считает он.
Без средств коммуникации
С введением запрета на рекламу алкоголя финансовые потери понесут прежде всего производители и рекламодатели спиртовой продукции в России.
'Когда в стране на полном серьезе рекламируют водку 'Дамская' или начинают рекламировать водку в стиле хип-хоп, совершенно очевидно, что производители, которым тесно на полках, пытаются выйти на новые сегменты - женщин и подростков'
Дмитрий Янин,
Международная конфедерация обществ потребителей
При этом значительная часть потерянных средств может достаться тем рекламным агентствам, что занимаются продвижением алкогольной продукции непосредственно в местах продаж - что пока что не запрещено законом.
Но, возможно, законодатели не остановятся: как заявил один из инициаторов закона, депутат Госдумы от 'Единой России' Вячеслав Тимченко, в будущем необходимо полностью запретить рекламу алкоголя.
'Мы производим специальный товар и должны иметь хоть минимальную возможность для коммуникации с потребителем, - возмущается Дмитрий Добров. - Совершенно очевидно, что рекламные носители, которые до сих пор использовались, не привлекают новых потребителей, они лишь перераспределяют уже существующих потребителей между сложившимися брендами'.
По словам Доброва, совершенно непонятно, как будет регулироваться ситуация в интернете, который не исчерпывается доменной зоной 'ru'. 'Ряд компаний просто перераспределят свои рекламные бюджеты в пользу интернет-ресурсов, находящихся за рубежом. Непонятна и ситуация с корпоративными сайтами: будет ли считаться рекламой, если компания-производитель представляет свой продукт в разделе 'продукция, ассортимент'?' - задается он вопросом.
По мнению владельцев известных алкогольных брендов, от запрета на рекламу алкоголя пьяниц меньше не станет, а теневое производство выиграет.
По словам Доброва, производители алкоголя выступают резко против запрета на рекламу их продукции. 'Законопроект был принят поспешно, безо всякого обсуждения. Ни к чему хорошему он не приведет, своим заявленным целям он не соответствует, даже наоборот'.
'Наша главная головная боль, с которой государство борется последние полтора-два года - это подпольная водка и суррогаты медицинского и бытового назначения, - продолжает Дмитрий Добров. - Не думаю, что запрет на рекламу ударит по этим двум товарным категориям, если учесть, что ни та, ни другая не были представлены ни в интернете, ни в печатных СМИ. Между тем потребители именно этой продукции относятся к так называемой категории 'хард-юзеров', то есть людей, часто потребляющих алкоголь', - напоминает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции.
Социально опасный 'северный тип'
Дмитрий Янин уверен: что касается разницы в качестве водки, то это большое заблуждение.
'Практически никаких отличий у водки нет, различаются лишь этикетки. Когда в стране на полном серьезе рекламируют водку 'Дамская' или начинают рекламировать водку в стиле хип-хоп, совершенно очевидно, что производители, которым тесно на полках, пытаются выйти на новые сегменты - женщин и подростков, - говорит он. - Во избежание спаивания этой части населения - потому что мужское население России уже практически спившееся - нужно эту рекламу запрещать'.
В России часто можно услышать мнение, что вся водка, которой изобилуют прилавки магазинов, разливается 'из одного чана'. Но все же вряд ли любители этого спиртного напитка не почувствуют разницу между водкой, купленной в фирменном магазине за 500-1000 рублей (примерно 15-30 долларов), и водкой из придорожного магазинчика - в десять раз дешевле.
Тем не менее, по мнению Дмитрия Янина, опасность для здоровья россиян заключается все же в первую очередь в напитках крепостью от 40 градусов и выше.
'Многие страны, такие как Швеция, Финляндия, Норвегия, ограничивали потребление крепкого спиртного, прежде всего, ценами и стимулировали снижение градуса за счет продвижения пива и вина', - объясняет глава правления Международной конфедерации обществ потребителей.
Одним словом, как дает понять Дмитрий Янин, фактически приравняв легкий алкоголь к крепкому, законодатели погорячились.
'Думаю, что и российским законодателям через какое-то время придется вернуться к теме рекламы алкоголя и дать некоторые послабления вину и пиву, потому что этот тип потребления алкоголя социально менее опасен, чем так называемый 'северный тип', к которому относится и Россия, где 80% потребителей напиваются водкой, причем практически все превышают допустимую дозировку', - предполагает Дмитрий Янин.
ВВС Русская версия>>
|