03.10.2011 Меньше водки По данным Росстата, в июне-августе производство алкоголя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 10–20% в зависимости от вида напитка. Например, производство водки упало на 13,5%, коньяка — на 17,5%, ликеро-водочных изделий (это настойки, наливки и проч.) выпустили меньше на 38%. В целом за восемь месяцев этого года российские предприятия произвели 53 млн дал алкогольной продукции, что на 16% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (63 млн дал).
Эксперты рынка называют две главные причины изменений: уход с рынка компаний, не прошедших перелицензирование отрасли и ужесточение правил розничной торговли алкоголем. «Пить меньше точно не стали», — уверен глава ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко.
«Процесс перелицензирования у большинства игроков рынка занял несколько месяцев — примерно с весны до конца лета, а нормализуется ситуация только сейчас. Надо было получить акцизные марки, запустить производство, разлить продукцию. Фактически провал в работе наблюдается в полтора-два месяца», — говорит глава Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.
При этом потребление не снизилось на на грамм. «В прошлом году выпили 150 млн дал и в этом году выпьют 150 млн дал», — говорит глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Из 270 работающих в России производителей водки прекратили работу 70-80. Всего же, по данным Росалкогольрегулирования, не смогли получить новые лицензии до 40% дистрибьюторов и до 30% производителей. Причин для лишения лицензии на производство или оптовую торговлю алкоголем две: либо непредоставление каких-либо запрошенных документов, либо несоответствие складов и производства требованиям. Все это регулируется законом «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», постановлениями правительства и внутренними нормативными документами РАР. Именно поправки в закон «О госрегулировании...», вступившие в силу в 2006 году, заставили всех участников рынка получать новые лицензии, действие которых одновременно закончилось в этом году.
«Ушло 30% рынка, причем именно тех, кто занимался самыми чернушными схемами, — рассуждает Герман Климовский, директор по маркетингу виноторговой компании «Арсенал». — Кроме того, сейчас нет того, что можно назвать осознанной стимуляцией потребления — это когда в тапочках можно спустится за «добавкой» после десяти». По оценке Климовского, количество заводов будет продолжать снижаться: «Этой стране хватит 70 заводов, производящих по 3 млн дал».
Ряд лидеров рынка, как оптовиков, так и производителей, простаивали до полугода. Импортер дорогого вина Simple получил новую лцензию только на прошлой неделе. ГК «Регата» не получила лицензию до сих пор и поэтому выставила на продажу водочный бренд «Белая березка», одного из лидеров сегмента премиум.
Эксперты не исключает, что произошло изменение вкусов россиян. «Мы, как и все, получали новую лицензию с определенными трудностями. Но глобального дефицита на полках и складах все таки не было. Возможно, происходит переключение с водки на вино», - говорит генеральный директор дистрибуторской компании АСТ Леонид Рафаилов.
«Смена лицензии - процедура сложная, но необходимая. Уже сейчас у легальных производителей идет рост производства и продаж и, думаю, уже к октябрю объем выпуска окончательно восстановится», - уверен Дмитрий Добров, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции.
'Известия' , Роман Овчинников
|