|
|
Из прессы
04.11.2025 Тихая винная революция: стоит ли отечественное виноделие мощных финансовых вливаний? Федеральные эксперты алкогольного рынка схлестнулись в дискуссии о целесообразности государственной поддержки.
В рамках юбилейного, десятого Московского финансового форума прошла панельная дискуссия «Алкогольный рынок – основные тренды 2025 года».
Алексей САЗАНОВ, заместитель министра финансов России, представил результаты исследования потребительских предпочтений, проведенного в августе 2025 года: было опрошено более 1600 человек по всей России. С 2022 года наблюдается устойчивый тренд: 50% опрошенных перешли на потребление российского алкоголя, 87% удовлетворены им. Как выяснилось, водка и пиво по-прежнему лидируют, но даже в вине, коньяке и шампанском предпочтения сместились в сторону российских производителей. Потенциал роста остается в сегментах джина, виски и рома: импортные аналоги все еще воспринимаются как более качественные.
Чиновник отметил, что отечественная продукция востребована благодаря доступности в торговых сетях и широкому ассортименту. Однако у россиян есть вопросы ко вкусу напитков и привлекательности упаковки (импортные бренды сохраняют лидерство), также потребители указали на нестабильность качества от партии к партии.
Руководитель проекта «МинВин» Юлия МАКАРОВА добавила, что 59% россиян выбирают отечественные тихие вина, и 64% – российское игристое. Член правления ФСРО «Ассоциация виноградарей и виноделов России» Борис ТИТОВ уверил, что в России произошла «винная революция»: число лицензированных винодельческих хозяйств выросло до 300, а российские вина получают международные призы. Он пояснил, что успехом отечественная винодельческая индустрия на 90% обязана регуляторике и масштабным инвестициям:
– У нас самая сложная система регуляторики вина во всем мире: мы прослеживаем каждую бутылку от чуть ли не виноградины до конечного глотка потребителя. Она ужасная на вид, но очень добрая внутри: у участников уже нет претензий ни к величине акцизов, ни к таможенным пошлинам, ни к налоговой системе.
Также эксперт выделил как новый тренд глобальное снижение потребления вина (особенно красного), рост потребления пива, пивных напитков и ready-to-drink слабоалкогольных напитков, особенно популярных у поколения Z. ТИТОВ предложил пересмотреть подход к винным напиткам, «полюбить» их как часть тренда Low-Nо (полностью безалкогольных напитков и с низким содержанием алкоголя), учитывать вино в винных напитках для акцизов, стимулировать HoReCa и розничные сети выставлять больше российской продукции и разрешить онлайн-продажу алкоголя:
– В Китае очень стимулируют ее развитие, причем в рамках государственной системы. Государство разрешает потребителю покупать продукцию без налогов, в том числе импортные продукты и даже российское вино. То есть они сделали внутренний дьюти-фри, тем самым стимулируя продажи.
Президент союза производителей алкогольной продукции, вице-президент Холдинга «Русский стандарт» Игорь КОСАРЕВ (на фото) подчеркнул, что причина популярности отечественной водки – результат их системной работы за 25 лет. Ранее более 50% потребителей предпочитали импортную водку из-за качества, а теперь российские бренды являются эталоном. Спикер разразился критикой в адрес виноделия, назвав Минфин РФ зачинщиком «винной революции», обозначенной ТИТОВЫМ.
Дело в стократной разнице в акцизах: 0,09 руб./градус для российского вина против 7,40 руб./градус для водки. КОСАРЕВ подчеркнул, что это создает неконкурентное преимущество, и государственная поддержка виноделия может ослабить отрасль:
– Я считаю, государству нужно задуматься, стоит ли держать такие пропорции, когда акцизы на импортное вино 11 руб./градус, а на российское 0,09 руб./градус. Понятное дело, здесь может любой выиграть – я уже 20 лет занимаюсь GR, у нас даже близко нет таких возможностей. Мы в последнее время все как один считаем, что развитие виноделия благо, возможность для государства, предпринимателей заработать кучу денег, престиж и т.д. А итальянское государство в этом году приняло решение уничтожить 500 млн литров вина за государственные деньги. Во Франции аналогичная ситуация. Речь идет об огромном перепроизводстве вина в мире. Инвестиции должны иметь экономическую целесообразность. Может, эти государственные деньги целесообразно потратить на что-нибудь другое, а не на российское виноделие?
Генеральный директор ООО «Пивоваренная компания «Балтика» Дмитрий ВИЗИР рассказал про главные проблемы своей отрасли (пиво занимает более 40% объема алкогольного рынка): рост качества продукции и улучшение ее вкуса серьезно увеличивают себестоимость производства. Оборот на рынке пива – 1,2 трлн рублей, 400 млрд рублей налоговых отчислений (из которых 250 млрд рублей – акцизы). Получается, 52% цены бутылки банки заложены на оплату налогов:
– Мы нуждаемся в предсказуемости налоговой политики. Каждый человек на пивоваренном заводе генерит до 10 рабочих мест в смежных индустриях -начиная с сельского хозяйства и заканчивая ритейлом, производством стеклобутылки, алюминиевых банок, перевозкой и пр. Наша отрасль с таким огромным вкладом в бюджет Российской Федерации и вообще в экономику страны фактически полностью лишена мер государственной поддержки. Как минимум, мы должны иметь право получать инвестиционный налоговый вычет.
Заместитель руководителя Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками Юрий ВАСИЛЬЧЕНКО сообщил, что данные Минфина подтверждаются статистикой ЕГАИС, в частности, смещение потребительских предпочтений от вкуса к стоимости. В сентябре производство крепкого алкоголя замедлилось до 5–8% (с 30% в январе). Пиво вышло на уровень прошлого года, выросло производство пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. Слабоалкогольная продукция обрушилась более чем на 80%.
В рознице продажи крепкого алкоголя снизились на 1,6%, вина и пиву – на 3,1% и 0,5% соответственно. Тем не менее у вина устойчивый рост продаж: +11% к предыдущему году. В целом на полках представлено 79% отечественной продукции, 21% зарубежной: 98% российской водки, 60% бренди/коньяка, 60% вина, шампанского/игристого – 70%.
Растет количество крестьянско-фермерских хозяйств, занимающихся вином. За 4 года производство вина выросло на 12,4%, игристых вин – на 36%, ликерных вин – на 10%. 195 сортов отечественного винограда использовано в 2024 году. Среднедушевое потребление нелегального этанола сократилось с 3 л (2018 год) до 1,5 л.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 октября 2025 года.
|
Все статьи
|
|