|
Из прессы
08.07.2024 Баночные коктейли в России оказались под угрозой исчезновения Производство слабоалкогольных напитков в России после увеличения акциза с мая этого года сократилось почти в 7 раз в годовом выражении. Эксперты говорят, что этот сегмент рынка оказался под угрозой исчезновения
Согласно данным Росалкогольтабакконтроля (есть у «РБК Вино»), с момента введения 1 мая новой ставки акциза производство слабоалкогольных коктейлей в банках сократилось в семь раз. За май—июнь 2024 года в России было произведено 0,5 млн дал этой продукции, в то время как за май—июнь 2023 года — 3,4 млн дал. Всего за первое полугодие 2024 года было произведено 8,6 млн литров, что на 7,7% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Эксперты предупреждают о возможном исчезновении данного сегмента рынка.
Падение производства стало результатом резкого повышения ставки акциза на слабоалкогольные напитки. Ранее акциз рассчитывался в зависимости от содержания этилового спирта: за 1 литр безводного спирта платили 514 руб. На литр коктейля получалось около 36 руб. С 1 мая акциз стали считать от одного литра самого напитка, за который надо будет уплатить 141 руб. Таким образом, фактически акциз повысится почти в четыре раза. По словам участников рынка, это должно привести к увеличению розничной цены напитков почти в два раза — до 200 руб. в среднем. «Пошлина, на наш взгляд, стала запретительной», — говорит Игорь Косарев, президента Союза производителей алкогольной продукции (СПАП).
Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин рассказал, что «раньше за джин-тоник производитель должен был платить акциз 35,7 руб за литр, сейчас — почти 85 руб. с учетом НДС, — говорит он. — Если заложить себестоимость в размере 12-20 рублей и 50% наценки производителя, то в результате поллитровая банка напитка, которая сегодня стоит меньше 100 руб., на полке окажется по цене под 200 руб. Мне кажется, ни один нормальный человек не будет покупать разбавленный джин-тоник за эти деньги, если рядом стоит джин за 300-400 руб в поллитровой бутылке и тоник за 80 руб литр. Из поллитровой бутылки джина можно развести самостоятельно около 3 литров коктейля». По его мнению, рынок коктейлей оказался под угрозой исчезновения.
«Эта категория была одной из самых быстрорастущих в последние годы», — объяснил вице-президент Ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев. Однако сейчас, по словам эксперта, ее неизбежно ждет падение: «основные потребители слабоалкогольных напитков, типа "джин-тоник", — молодежь, которая достаточно чувствительна к изменению цены". Падение продаж в этом сегменте на первом этапе может составить порядка 20%, так как в любом случае есть запас продукции, которую пока будут распродавать. К концу года станет очевидно, насколько сильно просел этот сегмент рынка», — заключил Ставцев. Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз и генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский прогнозируют сокращение производства слабоалкогольных напитков в 2-2,5 раза по итогам 2024 года.
«Думаю, что в ответ производители начнут миграцию своей продукции в другие категории оформляя их как винные или пивные напитки, сидры, чтобы уйти от необходимости платить повышенный акциз. При этом производители будут бороться за сохранение своего покупателя», — подчеркнул Александр Ставцев.
Ранее «РБК Вино» узнал о планах поднять пошлину на вино из недружественных стран с 20% до 25% уже в августе этого года.
Иван Марчук
|
Все статьи
|
|