18.12.2020 Дали наводку. В России крепкий алкоголь премиум-класса не остался без покупателей Борьба спиртов
Среднее потребление водки в мире оценивается на уровне 0,3 л на человека в год. Водка является одним из ключевых продуктов мирового рынка крепкого алкоголя наряду с виски. Глобальное производство виски оценивается на уровне 365 млн дал, водки — 335 млн дал. Далее следуют ром, бренди и джин. В стоимостном выражении объем мирового рынка водки превышает $40 млрд. В начале 2020 года предполагалось, что он будет равен $42 млрд, и до 2023 года ежегодно будет увеличиваться на 8%.
Градус падения: в России отмечено снижение продаж алкоголя
Пандемия, безусловно, внесла свои коррективы в эти планы. По данным компании «Такском», если в середине марта россияне покупали алкоголя чуть больше, чем в прошлом году, то к середине апреля продажи резко снизились. Потом, правда, они понемногу начали восстанавливаться, но до сих пор не достигли уровня прошлого года. Уровень тревожности россиян повысился прямо пропорционально их достатку. В таких условиях потребители эконом-класса, как считают эксперты, могут переориентироваться на алкоголь более низких сортов, а также на самогон и прочие «жидкие товары» нелегального рынка.
Примечательно, что при всем этом выпуск элитных сортов водки не претерпел существенных изменений. Это объясняется её устойчивой репутацией, а также четким сегментом целевой аудитории.
Понятно, что элитные сорта водок приобретают состоятельные люди, которые, будучи в основном предпринимателями или высокооплачиваемыми профессионалами, смогли сохранить свое материальное положение. Они не склонны менять свои привычки, включая потребление качественного алкоголя, считает президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев.
В целом, по данным ITC Trade Map, в 2019 году мировой импорт водки составил $3,2 млрд. Среди экспортеров водки Россия занимала третье место с долей 7,4%, значительно уступая Швеции (21%) и Франции (19%). В прошлом году отгрузки российской водки на импорт выросли на 8% по сравнению с 2018-м и достигли $162 млн в стоимостном выражении и 2,4 млн декалитров (дал) в пересчете на 100%-ный спирт.
По сравнению с 2015 годом продажи российской водки за рубеж выросли примерно на 30% в натуральном выражении и на 36% — в денежном. В 2019 году российскую водку покупали 76 стран. В топ-3 импортеров в последние годы входят Латвия ($26 млн, — 6,1% от 2018-го), Великобритания ($25 млн, + 15%) и Германия ($23 млн, + 0,6%). В топ-10 стран-импортеров российской водки по итогам прошлого года также вошли Армения, Казахстан, Украина, США, Литва, Израиль и Болгария.
— Разумеется, при сокращении авиасообщения между странами не стоило ожидать всплеска импорта. Однако экспортные объемы обязательно восстановятся, — уверен Игорь Косарев.
По сведениям Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, категория «напитки» (и алкогольные, и безалкогольные) по-прежнему достойно представлена в составе российского экспорта пищевой продукции. Уточним, что на экспорт в подавляющем большинстве идет алкогольная продукция премиум-класса.
В 2019 Россия вывезла водки на $161 млн, всех напитков — на $620 млн, и эта группа занимает третье место среди готовой пищевой продукции (не сырья) после растительных масел и кондитерских изделий. В мире конкуренция развивается в основном с сильными брендами международных лидеров алкогольного рынка, которые также активно эксплуатируют в маркетинге своих продуктов «русскую тему», констатировала начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко в интервью порталу «Агроинвестор».
Между тем, стоит принять во внимание, что водка уже перестала восприниматься в мире как нечто исключительно русское. Специалисты считают, что в этой ситуации приоритетное значение приобретают перспективные качественные бренды.
В премиум-сегменте водочной продукции в России представлены более десяти брендов. Среди них такие известные марки, как «Абсолют», «Путинка», Nemiroff, Finlandia, «Русский стандарт», «Столичная», «Царская» и другие.
Этот список периодически пополняют новые бренды от ведущих производителей алкоголя. Часть из которых, по сути, не являются совсем новыми, поскольку существовали в прежние годы и были перезапущены. Из числа таких новых-старых брендов — водка «Дикий мёд» (от компании «Башспирт»), «Хлебная» (производит «Татспиртпром»), «Sibirskaya» (от компании «Союзплодоимпорт») и другие.
«Дикий мёд» из Башкирии попадет на онлайн экран в компании с известными рэперами
При этом производители используют различные методы для продвижения своей продукции. Например, «Башспирт» не так давно выбрал для этих целей формат «продакт-плейсмент» с привлечением известных артистов. В результате в конце сентября бренд «Башспирта» появился в клипе популярных рэперов Тимати и Моргенштерна, собравшем свыше 60 млн просмотров на Youtube.ru.
По утверждению производителя, после рестайлинга значительно расширилась география присутствия крепкого продукта — сегодня это 70 городов России.
mkset.ru>>
|