Свой вывод аналитики компании сделали, проанализировав более 22 миллиардов кассовых чеков.
Как отмечается в исследовании, некий рост продаж на рынке спиртного был зафиксирован в середине марта.
Из истории вопроса
Как ранее сообщал в аналитическом отчете Сбербанк, за последнюю неделю марта, с 23 по 29 число, то есть перед самым началом объявленного президентом Владимиром Путиным режима самоизоляции, граждане России потратили в винных магазинах на 21,9% больше денег, чем неделей ранее, и на 31,83% больше, чем за этот же период годом ранее.
Как указывал глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, такая ситуация повторяется с началом практически любого социально-экономического кризиса в большинстве стран.
Впрочем, уже к середине апреля показатель резко снизился, и до сих пор не достиг уровня прошлого года.
Значительнее всего – сразу на 30% ‒ просели продажи шампанского, водки, коньяка, настоек, рома, джина, виски и на 13% ‒ прочего крепкого алкоголя. Как полагают аналитики «Такскома», это произошло из-за роста цен на такие напитки на 8%. Зато пиво подешевело на 4% и, таким образом, стало лидером продаж.
«Пиво, традиционно, ассоциируется у наших соотечественников с летним отдыхом и дачным досугом», ‒ отмечается в исследовании.
Впрочем, экономист, кандидат юридических наук Владимир Нечитайло не очень доверяет отчету компании «Такском». В любом кризисе, войне, революции потребление алкоголя всегда вырастает, ‒ отмечает он.
«Россияне закупились алкоголем в середине марта, то есть перед началом “карантинных каникул”. Затем во время самоизоляции спрос на него упал и не восстановился даже после того, как ограничения были сняты. А потому у меня есть опасения, что наши соотечественники, потерявшие часть доходов, переключились на более дешевый алкоголь на сером рынке», ‒ указывает эксперт.
Кстати, этот вывод подтверждается выводами Союза производителей алкогольной продукции.
«Объем нелегального алкоголя, который продается в стране, резко увеличивается. Сейчас это 30%. Особенно когда речь идет о молодых людях в возрасте 18‒21 год, то есть о тех, кто сидит в интернете. Загляните в интернет, и вы получите тысячу предложений купить любой алкоголь в любое удобное время. Весь этот алкоголь будет нелегальным», ‒ отмечает глава Союза Игорь Косарев.
Согласно официальной статистике, за период с 2008 по 2020 год среднее потребление алкоголя на душу населения в нашей стране снизилось вдвое. Если во время кризиса 2008 года россияне употребляли до 18 литров спирта в год, то в условиях нынешнего кризиса этот показатель держится около девяти литров.
«Отечественная пропаганда обязательно возьмет на вооружение новую статистику. Скоро буквально из каждого утюга мы услышим: “Россияне стали меньше пить. Мы самая здоровая нация”. Но, к моему глубокому сожалении, ни о каком здоровье здесь речи не идет ‒ россияне стали меньше пить ровно потому, что они стали меньше есть и вообще покупать», ‒ подчеркивает Владимир Нечитайло.
Текст: Павел Еськов
Источник: https://fingazeta.ru/finance/money/465961