20.01.2020 Правила этикетки: надпись о вреде алкоголя на бутылках увеличится С 2021-го предупредительная надпись о вреде чрезмерного употребления спиртного должна составлять не менее 10% этикетки — то есть ее высота составит 4,5–7 мм в зависимости от бутылки. Это следует из нового технического регламента «О безопасности алкогольной продукции», который вступит в силу в следующем году. Производители предлагают смягчить требование и уменьшить надпись до 4 мм, сказано в предложениях экспертной группы при Росалкогольрегулировании, с которыми ознакомились «Известия». Документ уже обсуждался на рабочей группе при Минфине и направлен в ведомство на рассмотрение.
Новый размер
С начала следующего года надпись «Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью» на бутылках станет больше по размеру. Новый технический регламент для государств ЕАЭС предписывает производителям увеличить ее площадь до не менее 10% от этикетки, контрэтикетки или потребительской упаковки.
Российский закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…» уже сегодня требует, чтобы алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории РФ, сопровождалась информацией о «вреде употребления алкогольной продукции для здоровья». Но четких требований к размеру этой надписи сейчас нет, напомнил «Известиям» вице-президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. Производители сами решают, каким будет предупреждение. Как правило, надпись располагается на контрэтикетке — рассмотреть ее бывает непросто, высота не превышает 1 мм. При новых требованиях размер увеличится до 4,5–7 мм.
Производители выступили против новых требований, они предлагают внести в техрегламент поправки до того, как документ вступит в силу. В частности, по их мнению, высота фразы «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью» должна составлять максимум 4 мм. С такой инициативой изготовители, в том числе Союз производителей алкогольной продукции, Союз виноградарей и виноделов, выступили по итогам обсуждения техрегламента на экспертном совете при Росалкогольрегулировании (РАР). Свои предложения они направили в Минфин после устного обсуждения этого вопроса, сказали «Известиям» в организациях.
Как отмечено в таблице поправок к техрегламенту (документ есть у «Известий»), требование к определению размера предупредительной надписи именно в процентном соотношении к этикетке — это сложновыполнимая задача, к примеру, для нестандартной упаковки. Неясно, необходимо ли учитывать площадь пробки, дна упаковки или только сторон, содержащих текстовые и изобразительные элементы. Производители привели в пример техрегламент «Пищевая продукция в части ее маркировки», в котором размер предупредительных надписей исчисляется в миллиметрах.
Игорь Косарев подчеркнул, что другие страны вообще не используют предупредительные надписи на алкоголе, только на табачных изделиях. В России с осени 2017 года страшные картинки с надписями о вреде курения должны занимать не менее 50% площади пачки сигарет.
В пресс-службе Минфина «Известиям» сказали, что предложения производителей алкоголя по поводу площади предупреждений в ведомство пока не поступали. В министерстве подчеркнули, что технический регламент принят советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Изменить документ на уровне одной страны нельзя.
В РАР на запрос «Известий» на момент публикации не ответили. Предложения государств — членов ЕАЭС по внесению изменений в техрегламент «О безопасности алкогольной продукции» в ЕЭК пока не поступали, сказали «Известиям» в комиссии.
Игра на опережение
Нанесение на бутылки предупредительной надписи такого размера, чтобы она была видна потребителям, — это профилактическая мера, отметил в беседе с «Известиями» председатель правления общественной ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов. Эта мера может быть полезна, так как сейчас надписи на контрэтикетках никто не видит и в действующем варианте они бесполезны, подчеркнул эксперт.
Глава аналитического Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз пояснил «Известиям», что сама фраза «Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью» устраивает всех участников рынка. Правда, вряд ли от ее размера будут зависеть объемы потребления спиртного, потому что каждый по-разному понимает, что такое «чрезмерно». Даже мнения специалистов по этому вопросу расходятся, сказал эксперт.
В России периодически обсуждается тема наглядного информирования граждан о вреде алкоголя. В 2018 году в Госдуме рассматривали вопрос об увеличении площади предупредительной надписи, парламентарии предлагали даже ее новый вариант: «Алкоголь убивает». Тогда же Минздрав изучал вопрос об устрашающих картинках на спиртном, которые бы предупреждали граждан о вреде чрезмерного потребления спиртного. Впрочем, на уровне национального законодательства никаких изменений так и не произошло.
В Минздраве на момент публикации не ответили на запрос «Известий».
Ранее производители спиртного уже предлагали изменить принятый техрегламент «О безопасности алкогольной продукции». Они выражали опасение, что после его вступления в силу с прилавков магазинов может исчезнуть коньяк. По мнению бизнеса, есть риск, что на этикетках нельзя будет указывать традиционное название напитка, так как в техрегламенте закреплен альтернативный термин — с длинным описанием технологического процесса.
iz.ru>> |