07 декабря 2019 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

06.09.2019 От пивных до самых до окраин

Крупные российские города наполнились алкомаркетами: в некоторых случаях годовые темпы роста их открытий доходят почти до 70%. Тенденция пока не стимулировала россиян больше пить, но может оказаться губительной для социальной среды городских окраин. Ритейлеры, стремящиеся в спальные районы, уже меняют их облик: число специализированных мест по продаже алкоголя может в разы превышать количество продовольственных магазинов.

Количество специализированных алкогольных магазинов стремительно растет во всех крупных российских городах, свидетельствуют расчеты сервиса 2ГИС. Например, в Москве сейчас работают 3,1 тыс. таких точек, что на 9% выше августа прошлого года, а количество магазинов пива за тот же период выросло на 11%, почти до 2 тыс.

В регионах тенденция еще заметней. Лидером по приросту специализированных мест по продаже алкоголя стал Волгоград: за год здесь стало на 69% больше алкомаркетов (157) и на 26% выросло число пивных (566). Внушительную динамику показала Уфа, где те же показатели за год увеличились на 39% (254) и на 17% (418) соответственно.

Из регионов в столицу

Алкомаркеты, в отличие от других розничных форматов, начали активно развиваться регионах и только потом развернули экспансию в Москве. Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз вспоминает, что это явление начало оформляться в 2012–2013 годах. В этот момент у региональных властей появилась возможность ограничивать оборот спиртного. В некоторых городах местные депутаты начали обсуждать запрет на реализацию алкоголя в обычных продуктовых магазинах, а продажа спиртным разрешалась только в специальных точках. В итоге часть предпринимателей начала готовиться к нововведениям заранее, рассказывает он. По факту эта идея была реализована только в Якутии в январе 2016 года, говорит господин Дробиз: «На тот момент в регионе работало 1,4 тыс. магазинов и около 100 алкомаркетов, после перевода алкоголя на специальный торговый режим продукты из своего ассортимента вывели около 750 магазинов, оставив только спиртное».

Самый яркий пример роста алкомаркетов — Челябинск. Их число здесь за год выросло на 35% (до 1,1 тыс.), вместе с увеличившейся на 34% (до 940) сетью пивных количество специализированных мест продажи алкоголя на 11% превышает число существующих продуктовых магазинов и супермаркетов (1,8 тыс.). Многие региональные эксперты чаще видят в этой тенденции социальные, а не рыночные факторы. Так, директор консалтинговой компании «Делай магазин» Юлия Зырянова говорит о росте депрессивных настроений в обществе. «Реальные располагаемые доходы людей в Челябинске не растут, а цены —наоборот, поэтому там экономят на самых необходимых продуктах. Значит, все настолько удручающе в городе, что люди готовы тратить на алкоголь последние деньги»,— рассуждает она.

Челябинск — родина крупнейшего игрока алкогольной розницы, сети «Красное & Белое» местного предпринимателя Сергея Студенникова. Выручка компании в прошлом году, по оценке Infoline, достигла 301 млрд руб. без НДС. Изначально компания активно развивалась в регионах и только потом вышла в Москву, на конец прошлого года сеть управляла 7,3 тыс. магазинов общей площадью 587,8 тыс. кв. м. Сейчас «Красное & Белое» находится в процессе слияния с появившейся изначально в Нижнем Новгороде сетью алкомаркетов «Бристоль» Сергея Кациева (3,3 тыс. точек, выручка в 2018 году — 81,6 млрд руб.) и ГК «Дикси» (управляет одноименными продуктовыми магазинами у дома и супермаркетами «Виктория») Игоря Кесаева.

Наполнение сегмента

Вдохновившись успехом «Красного & Белого», формат стали развивать и другие компании, отмечает Вадим Дробиз. Третий по обороту игрок — казанская сеть «Арыш Мае» Марселя Даутова и крупнейшего производителя алкоголя в России «Татспиртпрома» (бренды «Русская валюта», Tundra и пр.). По данным Infoline, под вывеской «Арыш Мае» работает 1,5 тыс. магазинов, выручка сети — 15 млрд руб. Сравнимый оборот (14,5 млрд руб.) у московской сети «Ароматный мир» Валерия и Павла Задориных, которая управляет более 450 объектами. У принадлежащего Beluga Group Александра Мечетина «Винлаба» на конец 2018 года было более 460 точек, оборот сети — 11,5 млрд руб. По словам представителя Beluga Group, к концу 2019 года число магазинов должно расшириться примерно до 600 объектов, преимущественно в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и регионах Дальнего Востока. Еще один заметный участник рынка — московская «Отдохни», которую развивает совладелец сети «Мясновъ» Владлен Альтшуллер с партнерами. По оценкам Infoline, «Отдохни» с выручкой 9,4 млрд руб. управляет свыше 200 точками.

Коммерческий директор сети «Магнит» Владимир Сорокин о том, зачем второй по обороту в России ритейлер открывает алкомаркеты

Коммерческий директор сети «Магнит» Владимир Сорокин о том, зачем второй по обороту в России ритейлер открывает алкомаркеты

В Beluga Group свой интерес к сегменту связывают с потребительским спросом: по данным компании, 3% бюджета россиян уходит на алкоголь и табак. В группе объясняют, что в специализированных точках ассортимент алкоголя расширен и цены ниже, чем в универсальных магазинах. Алкоголь занимает более 30% продаж в магазинах малых форматов, эта категория выступает ключевым источником трафика, объясняет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По словам господина Дробиза, для производителей и импортеров алкоголя наличие собственной розничной сети позволяет снизить расходы, которые влечет за собой «выход на полку» в крупном ритейле.

Партнер Cushman & Wakefield Денис Соколов объясняет, что сейчас алкомаркеты, в отличие от обычных супермаркетов с их ассортиментом алкогольной продукции, пытаются повышать маржинальность за счет изощренной ассортиментной политики, продажи сопутствующих товаров и развития программ лояльности. По мнению эксперта, на этом фоне развитие традиционного ритейла отстает: «В крупных городах так и не удалось наладить торговлю качественной и доступной плодоовощной продукцией». Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков называет еще одним фактором резкого развития алкогольной розницы в регионах сокращение рыночных возможностей для широкопрофильного ритейла — этот сегмент консолидирован. «Рынок же реализации алкогольной продукции пока не консолидирован, но будьте уверены, консолидируется в ближайшие годы»,— замечает он.

Открытие новых пивных магазинов, по мнению гендиректора петербургского НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максима Черниговского, стимулирует мягкое регулирование: пиво не маркируется акцизными марками, его могут продавать индивидуальные предприниматели и для этого не требуется розничная лицензия.

www.kommersant.ru>>

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2019
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции