01.07.2019 Производители и импортеры алкоголя расширяют розницу Крупный импортер алкоголя «Ладога дистрибьюшен», который ранее развивал смешанный формат bar&market, разделяет винотеки и бары на два самостоятельных направления бизнеса. Как объясняют эксперты, развитие новых форматов обеспечит производителям алкоголя дополнительный запас прочности, необходимый с учетом ожидаемых изменений в отрасли.
Смена концепции
Импортер алкоголя «Ладога дистрибьюшен» принял решение поменять формат своей розничной сети «Монополь». Проект стартовал в 2014 году в формате bar&market — совмещенный формат алкогольного магазина и бара. Теперь компания решила разделить его на винотеки и бары, рассказал Дмитрий Журкин, руководитель проекта «Дом Культуры Вкуса» («ДК Вкуса» — многопрофильный комплекс «Ладоги», который объединяет на площади 1,2 тыс. кв. м ресторан, винотеку, школу сомелье).
Сейчас сеть «Монополь» насчитывает 11 винотек в Москве, Петербурге, Воронеже, Симферополе, Подольске и Пушкине. Еще два заведения в Москве и Петербурге работают в изначальном формате бара-магазина. По плану, в этом году откроются 1-2 заведения на севере Петербурга. Недавно начала работу винотека «Монополь» на ул. Красного Текстильщика. Направление общепита будет представлено в основном в рамках проекта «ДК Вкуса», запущенного в прошлом году.
Помимо этого, «Ладога» в июле откроет собственный рыбный ресторан Cafй Normandie, который будет специализироваться на нормандской и французской кухне и займет место ресторана «Териберка», который проработал год, но «не вписался» в концепцию «ДК Вкуса». «Изначально предполагалось, что «Териберка» станет локомотивом для всего комплекса, но он работал немного за рамками проекта», — пояснил Дмитрий Журкин. Средний чек Cafй Normandie составит 2 тыс. руб. Авторы проекта делают ставку на расширенную винную карту с большим выбором вин по бокалам и на свежие морепродукты.
Модный тренд
Решение «Ладоги» сосредоточиться на формате винотеки логично, и находится в общем тренде алкогольного рынка, считают эксперты. Практически все производители и импортеры алкоголя уже обзавелись собственными розничными сетями, тогда как собственные рестораны остаются редкостью.
«Хотя за рубежом формат винного бара с закусками, но без сложных горячих блюд пользуется спросом, в России он у многих «не идет», слишком разная культура потребления», — объясняет проблему формата Иван Федяков, генеральный директор INFOline. «Действительно, количество баров стало настолько велико, что конкуренция в этой области сверхвысокая, а потребителя трудно чем-то удивить», — констатирует Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам». В отличие от них винотеки «попали в струю», став новым модным направлением.
По данным экспертов, практически все производители и импортеры развивают собственную розницу. Так, группа компаний «Лудинг», импортер вин, с 2018 года развивает в России сеть винных магазинов Drinx, которая объединяет 11 магазинов в Москве, писал «Коммерсантъ». Один из крупнейших импортеров и дистрибуторов алкоголя Simple недавно открыл на Большом пр. П. С., 45 пятую винотеку SimpleWine в Санкт-Петербурге (это 35 винотека компании в России). Крупнейшая сеть среди производителей у Beluga Group — более 500 объектов «Винлаб».
Справка
В 2018 году объем продаж алкоголя в России вырос на 8,5%, до 210,2 млн дал алкоголя, писал «Интерфакс» со ссылкой на данные Национального союза защиты прав потребителей. Для сравнения, оборот розничной торговли в Петербурге в 2018 году вырос на 2,3%, до 1396,6 млрд руб. по сравнению с 2017 годом), подсчитал Петростат.
Запас прочности
Собственная розница привлекает производителей возможностью представить полный ассортимент и получать более высокую прибыль, чем при работе с розничными сетями. Необходимость заниматься непрофильным бизнесом производителей алкоголя не пугает. «Потребители уже привыкли, что качественный алкоголь можно купить в специализированном магазине, поэтому своя розница востребована», — рассказывает Сергей Ярославский, директор по продажам JOIA. Сеть этого петербургского импортера вина под брендом Joia wine store насчитывает уже шесть бутиков в Петербурге и один — в Калининграде. Планируется открытие двух точек в Москве до конца текущего года, четырех в Петербурге и одной — в Калининграде.
Важным преимуществом магазинов перед барами являются сравнительно небольшие затраты на открытие, отмечает Федяков: «Если бар стоит 6 млн руб., то магазин — 3-4 млн руб.». Однако, по его словам, чтобы закрепиться в рознице, нужно сделать рынку уникальное предложение, что позволило бы уйти от прямой ценовой конкуренции с крупными ретейлерами.
Еще одна причина развивать дополнительные направления бизнеса — грядущие изменения в отрасли, считает Иван Федяков. По его словам, речь идет о принятии закона о дистанционной торговле алкоголем, в результате чего значительная доля покупателей (порядка 30%) переориентируются на онлайн. Это, в свою очередь, приведет к сокращению традиционных магазинов. В такой ситуации винотеки обеспечат производителям алкоголя дополнительную устойчивость, полагает Алексей Коренев. «Даже со снижением интереса потребителей к винотекам, совсем этот формат не исчезнет, а стабилизируется на экономически оправданном уровне, определяемом балансом спроса и предложения», — сказал РБК Петербург эксперт.
Законопроект, легализующий торговлю алкоголем в интернете, разработал Минфин. Согласно документу, на первом этапе, с 1 января 2020 года до 1 января 2021 года, продавать онлайн смогут только производители и оптовые компании и исключительно вина и игристые вина с защищенным географическим указанием. На втором этапе, до 1 января 2023 года, через интернет производители и оптовые компании смогут продавать вино, пиво и пивные напитков, сидр, медовуху. Сейчас законопроект проходит межведомственное согласование. Против его принятия выступает Минздрав.
Автор: Елена Домброва
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/spb_sz/28/06/2019/5d15dda19a7947a55666f384 >>
|