20 июля 2019 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

25.06.2019 Рынок под градусом

Алкогольный рынок медленно выходит из кризиса, в который его повергло троекратное повышение акциза в 2015 году. Процесс сдерживают запрет продаж алкоголя через Интернет и избыточное регулирование, которое в отрасли уже окрестили «правовой гильотиной».

Плотина и гильотина


Алкогольная отрасль постепенно приходит в себя после удара, нанесенного ей в 2015 году — тогда в 3 раза подняли акциз на алкоголь, не «подстелив» законодательной «соломки». «Мы пустили воду в русло, а плотину не построили. Надо было сделать наоборот. Но у нас же свой путь. В результате на порядок вырос доход нелегальных производителей спиртного. А производство нормального алкоголя снизилось настолько, что лишь через год-другой мы вернемся к тем показателям, которые были до 2015 года», — рассказал на Алкогольном конгрессе в Москве президент Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Игорь Косарев.

Он уточнил, что в прошлом году в России произвели 62 млн дал спиртного, что на 35% больше, чем годом ранее (а по итогам апреля 2019 года рост — 8%).

Но, несмотря на подъем рынка, из-за общего снижения объемов потребления легальные производители спиртного могут выжить, только отодвинув в сторону нелегальных конкурентов», — уверен он.



Для этого за последние 4 года в России было принято 18 законопроектов, которые регулируют алкогольную отрасль.

«Сейчас отрасль зарегулирована настолько, что главный вопрос сегодня: как бы отменить то, что напринимали», — честно признался директор Департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Никита Кузнецов. В отрасли, по его словам, наступила эпоха «регуляторной гильотины». «Много желающих включить ее по полной программе. Надо думать, как этого избежать. Излишнее давление тормозит и производство, и розницу», — уверен он.

«Я ужасно боюсь всех этих гильотин, потому что у них, как у гидры, вместо одной отсеченной головы вырастает 10. Мы ненавидим существующие нормы, но мы к ним привыкли и знаем, как их обходить. А за новые бизнесу придется заплатить дополнительные деньги. Поднимутся цены на продукцию. И все покупатели сразу почувствуют, во что им эта гильотина обошлась. Я не хочу быть пророком, но именно это нас и ждет», — печально заметил президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.

Ударить бутылкой по самогону!


Несмотря на все усилия властей, регулирование алкогольного рынка пока недостаточно эффективно. «Объем нелегального потребления спиртного в стране все равно гигантский. Только самогона люди пьют 20 млн дал в год. И это не самогон для личного потребления, который умельцы тихо гонят на кухне. А производство промышленного масштаба с налаженной системой сбыта. Как бороться с этим явлением, я пока не понимаю. По закону мы не имеем права изымать самогонные аппараты», — сетует Игорь Косарев.

В качестве контрмеры он предложил запретить выпуск бутылки для такого алкоголя. «Я бьюсь за это уже 2 года. Но тема трудная. Это большой рынок, и он умеет сопротивляться в разных инстанциях», — пояснил он. Еще одной мерой, по его мнению, может стать выравнивание требований по лицензированию производства медицинского спирта (который в том числе используют нелегальные производители) и спирта для алкогольной отрасли. «По сути это один и тот же продукт. Но регулирование его производства отличается кардинально. В результате медицинский спирт стоит значительно дешевле», — пояснил он.

Одним из самых больших достижений отрасли за последние 4 года эксперты назвали внедрение системы «ЕГАИС», благодаря которой удалось значительно обелить алкогольный рынок.

Могу ответственно заявить, что сегодня невозможно купить нелегальный алкоголь в легальном магазине. И это большое достижение», — говорит Игорь Косарев.



«А еще, по статистике, россияне стали больше пить спиртного (его потребление в прошлом году, по данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, выросло на 8,3%, до 13,2 литра на человека в год. — Ред.). Но гораздо важнее, что россияне стали пить культурнее. Что логично: чем успешнее общество, тем сложнее становится работа, и люди, нацеленные на успех, просто не могут позволить себе выпадать в астрал», — поделился наблюдениями заместитель руководителя АНО «Роскачество» Илья Лоевский.

Интернет обходит запрет

Но есть канал сбыта, который легальности продаж алкоголя пока не обеспечивает, — это Интернет. «Там государство пока не гарантирует покупку легального алкоголя. Поэтому канал под запретом. Между тем за последний год оборот интернет-торговли вырос на 58% и достиг 1,66 трлн рублей. Получается, что, запрещая продажи спиртного в Интернете, мы стоим на пути прогресса», — считает Игорь Косарев.

Регулирование интернет-торговли спиртным, по его мнению, может быть таким же эффективным, как и регулирование стационарной торговли. «Это, в частности, можно делать через систему лицензирования. В России лицензии на продажу алкоголя имеют 335 тыс. стационарных торговых точек. А для интернет-торговли на первый период планируют выдать всего 1200 лицензий. Понятно, что цена такой лицензии будет высокой. И, купив ее за большие деньги, продавцы не станут нарушать закон, поскольку велик риск ее лишиться», — говорит он.

О том, сколько алкоголя россияне покупают со скидками, можно прочитать здесь.



Союз производителей алкогольной продукции, по его словам, подготовил законопроект по регулированию торговли алкоголем в Интернете. «В нем мы ответили на все рациональные вопросы оппонентов. Законопроект одобрен всеми, кроме Минздрава, у которого лишь одна претензия — не нравится, что мы расширяем канал продажи алкоголя. Да — расширяем. Но мир меняется. И нам тоже надо меняться, иначе будем выглядеть комично», — добавил он.

По мнению Игоря Косарева, разрешение продажи алкоголя в Интернете поможет также наладить конкуренцию в обычном продуктовом онлайн-ретейле.

Средний чек онлайн-покупок без алкоголя — низкий. А доставка товара — дорогая. Когда в средний чек попадет алкоголь, доставка будет окупаться. И продукты окажутся дешевле, чем в обычном магазине. Это очень перспективно», — считает он. 

Отметим, что на прошлой неделе стало известно, что новую версию законопроекта об онлайн-торговле алкоголем Минфин внесет в правительство этим летом. Об этом журналистам сообщил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, подчеркнув, что «все концептуальные вещи» в новой версии законопроекта сохранились.

Согласно новой версии документа, первый этап внедрения онлайн-торговли алкоголем продлится с 1 января 2020 года по 1 января 2021 года. В это время продавать алкогольные напитки в Интернете смогут производители и оптовые компании. Можно будет торговать только винами (обычными и игристыми) с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП).
  
На втором этапе, который продлится до 1 января 2023 года, разрешат онлайн-продажу пива, пивных напитков, сидра, медовухи, пуаре, а также продукции сельскохозяйственных компаний, производящих вина. А ретейлеры получат право продавать алкоголь в Иинтернете только с 2023 года.

Все компании, торгующие алкоголем онлайн, должны будут подать заявку на включение в специальный реестр Росалкогольрегулирования. Кроме того, продавать алкоголь можно будет только в доменной зоне egais.ru. Оплата товара будет происходить при получении.

Недетский вопрос


Отдельно участники конгресса уделили внимание теме ограничения продажи крепкого алкоголя лицам, не достигшим 21 года. Соответствующие поправки в закон разработал Минздрав, и на общественных слушаниях в марте замминистра здравоохранения Олег Салагай заявил, что повышение возраста продажи алкоголя — одна из самых поддерживаемых населением инициатив. По его словам, с законопроектом согласны около 70% населения страны. В апреле инициативу о запрете продажи алкоголя крепостью свыше 16,5% лицам младше 21 года поддержал Минпромторг, а в мае — ФАС. Начальник контрольно-финансового Управления ФАС России Владимир Мишеловин пояснил на Алкогольном конгрессе, что эта новелла ничего не изменит на рынке с точки зрения конкуренции.

Да, слабый алкоголь и крепкий алкоголь — это разные рынки. И от этого запрета больше пострадают производители менее крепкой продукции. Поскольку у нас чем крепче алкоголь — тем старше его потребитель. Но все равно все производители будут в равных условиях, и тотально для конкуренции ничего не изменится», — уверен он.



На что Игорь Косарев резонно отметил, что, запрещая продажу алкоголя лицам до 21 года, надо тогда и брачный возраст менять, и в армию забирать более старший контингент. «А то служить с автоматом с 18 лет наш человек может и жениться может, а пить пиво — нет», — резюмирует он.

К слову, на прошлой неделе Минэкономразвития назвал решение о повышении возраста покупки спиртного неконституционным. Так что точка в этой дискуссии даже на уровне министерств и ведомств еще не поставлена.

marketmedia.ru>>

 

 

 

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2019
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции