23 декабря 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
107553 , г.Москва, а/я 37
тел. (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Из прессы

 

23.01.2019 Как Рустам Тарико вернул себе титул водочного короля

По итогам 2018 года алкогольные заводы, входящие в холдинг Roust Рустама Тарико, суммарно произвели 10,29 млн дал водки, следует из предварительных данных Росстата, предоставленных РБК одним из участников алкогольного рынка. В Roust РБК уточнили итоговую готовую цифру по производству — 10,35 млн дал, что на 25,9% выше уровня прошлого года. Кроме того, один из принадлежащих холдингу ликеро-водочных заводов — «Топаз» в подмосковном Пушкино — стал крупнейшим предприятием в стране с объемом производства 4,26 млн дал. Таким образом, Roust впервые с 2015-го вернул себе лидерство по годовому объему производства.

По итогам 2017 года крупнейшим производителем водки в стране была Beluga Group с объемом производства 9,58 млн, но в этом году компания произвела лишь 8,6 млн дал, что обеспечило ей третью строчку в рейтинге. На втором месте, как и в прошлом году, «Татспиртпром» — за прошедший год производитель незначительно, но нарастил объем производства с 8,58 млн дал на конец 2017-го до 8,75 млн дал.

Всего, по данным Национального союза защиты прав потребителей, по итогам 2018 года в России было произведено 78,61 млн дал водки, что на 1,5% ниже уровня 2017 года.
По прогнозу руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Владимира Дробиза, в последующие годы рынок продолжит постепенно сокращаться — в 2019 и 2020 годах можно ожидать снижения объемов производства на 1,5% ежегодно.
По словам эксперта, это связано прежде всего с демографическим фактором, а именно — с увеличением доли пожилых людей в общей численности населения, из-за чего сокращается количество потребителей крепкого алкоголя. Этот фактор будет определять рынок и дальше, уверен Дробиз.

Почему сменился лидер и что еще произошло с российским водочным рынком — в обзоре РБК.

Возвращение упущенного

Статус не только крупнейшего производителя водки в России, но и второго в мире после Diageo структуры Рустама Тарико получили после консолидации Central European Distribution Corporation (CEDC), которая проходила в 2012–2013 годах. В рамках сделки холдинг российского бизнесмена получил и производственные площадки, включая «Топаз», и популярные алкогольные бренды — «Зеленая марка», «Журавли» и «Парламент».

Но в 2015 году компания теряет лидерство. Объем производства резко наращивают ее основной российский конкурент — Beluga Group (на тот момент — «Синергия») — и государственный «Татспиртпром». Последний по итогам восьми месяцев 2015-го и становится лидером российского рынка среди производителей водки и удерживает этот статус на долгое время.

Ухудшили позиции Roust и внутренние проблемы. В рамках поглощения CEDC структуры Тарико получили облигации — проблемы с их погашением возникли в 2016 году. В презентации для инвесторов по итогам первого квартала того года алкогольная компания указала на форс-мажорные обстоятельства, которые привели к тому, что ее операционный денежный поток оказался ниже оптимального уровня:

- покупательная способность россиян упала;
- выросла стоимость финансирования со стороны российских банков;
- основной конкурент — «Статус-групп» — увеличила продажи водки по минимальной цене 185 руб.,
- а кроме того, российская водка была запрещена на Украине.


Переговоры с держателями бумаг и реструктуризация продолжались почти год.

Возвращать упущенные позиции и активно наращивать производство компания начала с конца 2017-го и уже по итогам первого полугодия 2018-го вновь заняла первую строчку рейтинга производителей, незначительно, но все же опередив «Татспиртпром», — 4,38 млн против 4,06 млн дал. В компании резкий прирост в производстве (на 32% к первому полугодию 2017-го) объясняли активизацией продаж водки в экономичном сегменте, где нижней границей стоимости является устанавливаемая государством минимальная розничная цена (МРЦ). В 2018 году Roust возобновила выпуск водок под марками «Гербовая», «Топаз» и «Калинов луг». За счет этого продажи Roust в экономичном сегменте — до 229 руб. за 0,5 л — выросли на 145%, уточняли в холдинге. ​

В пресс-службе Roust пояснили, что рост производства на 26% и объемов продаж на рекордные 37% по итогам 2018 года связан с реализацией стратегии, которая включала в себя выход в экономсегмент, развитие дистрибуции, поддержку ключевых стратегических брендов и запуск новых продуктов.

«В 2018 году нам удалось значительно нарастить продажи в экономичном сегменте, который занимает 50% рынка водки в России, — рассказал РБК представитель компании. — Рост продаж брендов «Топаз», «Ямская» и «Урожай», которые работают в этом сегменте, составил беспрецедентные 150%».

Продажи «Талки» достигли рекордных результатов за последние четыре года, они выросли на 30% и превысили 2,2 млн девятилитровых коробов (1,98 млн дал). Другие ключевые водочные бренды, включая «Зеленую марку», «Парламент» и «Журавли», также продемонстрировали двузначные темпы роста, уточнил собеседник РБК. Продажи флагманского премиального бренда компании — «Русского Стандарта» — выросли по итогам года на 10%, а рост продаж в востребованном и прибыльном сегменте малых упаковок составил 75%.


Водочники меняют портфель


Перестановки в тройке лидеров можно объяснить и изменением подхода к бизнесу со стороны одного из ключевых игроков — Beluga Group. Как пояснил РБК источник на алкогольном рынке, в портфеле группы на производство водки в прошлом году пришлось 73% от общего объема выпущенной компанией алкогольной продукции. Для сравнения: у Roust доля «неводочной» продукции составляет 2,6%, у «Татспиртпрома» — около 8%. Кроме того, в последние годы Beluga Group сделала ставку на импорт — в частности, компания является импортером знаменитых вин Torres и Frescobaldi Group. По итогам 2018 года объем отгрузки партнерских брендов Beluga Group увеличился на 29,5%, до 1,198 млн дал.

​По словам предправления Beluga Group Александра Мечетина, у компании произошло незначительное, примерно на 4%, снижение продаж в категории водки, прежде всего в экономсегменте. Beluga Group, по его словам, не видит для себя больших перспектив в развитии этого сегмента — она сконцентрировалась на более доходных направлениях — премиальной водочной и неводочной продукции. Это коньяк, виски, вино и ликеро-водочные изделия собственного производства, а также импортная продукция. Рост этих категорий в прошедшем году компенсировал падение продаж недорогой водки, отметил собеседник РБК.


Новички потеснили старичков


По словам Александра Мечетина, в 2018 году рынок водки не рос: произошло перераспределение объемов от покинувших рынок игроков, таких как «Статус-групп» и «Кристалл-Лефортово», которые выпускали водку на уровне МРЦ. К игрокам, которые начали активно работать в этом сегменте, он отнес, в частности, Roust. Оба бывших лидера — и «Кристалл-Лефортово», и «Статус-групп» — в 2018 году остановили свою работу.

Исходя из данных по объемам производства, пятое место вместо выпавшего из рейтинга «Кристалл-Лефортово» занимает официально мало известная компания Marketing System Distribution — именно ей, по ее собственным данным, принадлежат заводы «Русский север» и «Родник и К», суммарно выпустившие 4,94 млн дал водки в прошлом году.

Но на алкогольном рынке владельцем этих заводов называют компанию Global Spirits, получившую известность за счет бренда «Хортица». Завод «Русский север» в Вологде Global Spirits приобрела еще в 2011 году, а в декабре 2015-го — «Родник и К» в Подмосковье. Вторую сделку участники рынка объясняли желанием компании сохранить важный российский рынок в условиях ограничений на ввоз алкогольной продукции с Украины. Владелец Global Spirits Евгений Черняк в интервью украинским СМИ опровергал информацию о сделке. Но, согласно данным СПАРК, бенефициаром обеих компаний по-прежнему значится Global Spirits.

Как передала РБК гендиректор MSD Инна Косинцова через представителя компании, MSD — российская компания со 100% отечественным капиталом. «Предпринимательская деятельность базируется на получении роялти с водочного бренда «Хортица» и других водочных марок. Продукция бренда производится на условиях контрактного розлива на четырех сторонних ликеро-водочных предприятиях и реализовывается посредством внешних дистрибьюторов», — сообщила она. О каких производственных площадках помимо «Русского севера» и «Родник и К» идет речь — в компании не уточнили. Связь с Global Spirits в компании отрицают.

 

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/news/5c47194f9a794717def4a59e?from=newsfeed>>

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции