04.06.2010 Магазины взяли измором Крупнейший российский продуктовый ритейлер X5 Retail Group не смог устоять под нажимом поставщиков. Как стало известно РБК daily, после четырех месяцев напряженных переговоров компания разослала партнерам письмо, в котором сообщила, что в ряде случаев готова отказаться от взимания НДС с ретробонусов. X5 ссылается на позицию Минфина и намерена работать в соответствии с его рекомендациями. Особо принципиальные поставщики говорят, что если бы X5 не пошла навстречу, они отозвали бы свою продукцию из магазинов сети.
X5 Retail Group («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») в начале февраля стала рассылать партнерам письма за подписью финансового директора Евгения Корнилова с требованием увеличить на размер НДС ретробонусы — премии, которые поставщики выплачивают сетям за определенный объем проданного товара. Основанием послужило решение Высшего арбитражного суда по делу ООО «Дирол Кэдбери»: суд постановил, что премии и скидки, связанные с объемом проданного товара, должны облагаться НДС.
После этого началась затяжная переговорная кампания X5 с поставщиками, которые отказывались выполнять условия ритейлера. По всей видимости, партнерам X5 удалось отстоять свои позиции: 1 июня торговая компания разослала поставщикам письмо, в котором говорится, что «премии по действующим договорам поставки не подлежат обложению НДС, поскольку такие премии признаются не связанными с расчетами за товар и их представление не влечет изменение цены» (копия документа имеется в распоряжении РБК daily).
Как пояснил РБК daily глава X5 Лев Хасис, компания полностью не отказывается от механизма начисления НДС на премии: «В каких-то случаях будем начислять, в каких-то — нет». Правда, он затруднился сказать, что это будут за случаи. «Сегодня Минфин получит от нас запрос, в котором мы просим пояснить, когда НДС следует начислять, — рассказал г-н Хасис. — Мы хотим более точного объяснения». Если Минфин четко ответит на эти вопросы, компания даст разъяснения поставщикам, когда им придется озаботиться НДС.
В настоящее время существуют два механизма предоставления ретробонусов. В первом случае ритейлер продает определенный объем товара и за это получает премию от поставщика. Здесь цена товара не корректируется, и, по мнению Минфина (позиция ведомства обозначена в письме от 26 июля 2007 года №03-07-15/112), речи об НДС идти не должно. Во втором — ритейлер покупает продукцию у поставщика по сниженной цене, а разницу, полученную от розничной продажи товара, кладет себе в карман. В последнем случае цена товара менялась и на скидку начислялся НДС.
По мнению юристов, X5 дрогнула под натиском контрагентов. Источники, знакомые с ходом переговорного процесса, утверждают, что большое влияние на решение X5 оказал руководитель налоговой службы Procter & Gamble Андрей Башкиров. Связаться с ним вчера не удалось. Напряженные диалоги у ритейлера были и с «Русским алкоголем», знают участники рынка: дело дошло до того, что поставщик пообещал вывести свою продукцию из сети, если X5 не пойдет на уступки. Поставщик отказался от комментариев.
По мнению партнера Ernst & Young Дмитрия Бабинера, «ритейлер занял достаточно взвешенную позицию с целью нормализовать текущий процесс с поставщиками». С этим соглашается и вице-президент по маркетингу «Винэксима» (водка «Путинка») Станислав Кауфман. «В последнее время у нас с X5 сложились достаточно конструктивные отношения, — говорит он. — Сеть для нас важная, включающая многие форматы. Безусловно, X5 этим иногда пользуется, но понимает, что все должны играть по одним правилам».
По словам топ-менеджера крупного производителя кофе и чая, в последнее время компания прекратила поставки в магазины X5 из-за нерешенного вопроса по НДС: «Старые договоры у нас закончились, а переговоры по новым подвисли. Очень хорошо, если X5 приняла решение отказаться от этой затеи. Надеюсь, теперь мы сможем заключить договоры на новых условиях».
Видео>>
ЕВГЕНИЯ ПЕРЦЕВА РБК daily
04.06.2010 |