31.03.2010 О налогообложении скидок и бонусов Письмо Минфина России от 30.03.10 № 03-07-04/02>>
О налогообложении скидок и бонусов>>
Письмо ФНС России от 01.04.10 № 3-0-06/63>>
Письмо ФНС России от 30.08.07 № ШС-6-03/688 и Минфина России от 26.07.07 № 03-07-15/112>>
В июне 2005 года федеральный закон 58-ФЗ от 06.06.2005 внес в 25 главу Налогового Кодекса Российской Федерации пункт о расходах в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. Налоговый кодекс трактует их как внереализационные расходы продавца, а, следовательно, и внереализационные доходы покупателя.
В соответствии с п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Внереализационные же операции объектом налогообложения НДС не являются.
Что касается Постановления Высшего арбитражного суда №ВАС-11175/09 от 22 декабря 2009 г., то нельзя не учитывать все обстоятельства рассматриваемого дела и употреблять отдельные слова вне их контекста. ООО «Дирол Кэдбери» заключил дистрибьютерами договор, а не договор купли-продажи. Согласно договору дистрибьюторы осуществляют распространение и сбыт товара третьим лицам, при этом в целях мотивации последних к увеличению объемов закупаемого товара, увеличению доли рынка товара, развитию дистрибуции товара, а также укреплению платежной дисциплины общество, по согласованию с дистрибьютором, устанавливает систему скидок с цены товара (систему бонусных скидок). Приложением к договору предусматривалось, что скидка выплачивалась за приложение особых усилий по продвижению товара на рынке. Процент от товарооборота в данном случае является определением стоимости услуг.
Этот случай не имеет никакого отношения к договору между поставщиком и продавцом. Договор не предусматривает развития дистрибуции товара, равно как и приложения особых усилий по увеличению доли рынка товара скидок с цены товара (систему бонусных скидок). Приложением к договору предусматривалось, что скидка выплачивалась за приложение особых усилий по продвижению товара на рынке. Процент от товарооборота в данном случае является определением стоимости услуг.
Премии (скидка, бонус) можно разделить на 2 четкие группы в зависимости от условия предоставления премии. Если выплата премии предусматривает целенаправленное выполнение покупателем конкретных действий, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца, т.е. по экономической сути её можно трактовать как реализацию покупателем услуг поставщику - то такая премия должна учитываться в составе реализации и облагаться НДС. Если же премия (как в нашем случае) выплачивается за достижение согласованного объема закупок товара за определенный период - такая премия является внереализационным доходом/расходом (об этом сказано в 25 главе Налогового кодекса РФ) и НДС не облагается. |