Как, когда и с помощью каких ресурсов новый орган возьмется вычищать авгиевы конюшни, предсказать сложно. Однако на некоторые вопросы мы нашли ответы вместе с Михаилом Блиновым, исполнительным директором Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), председателем Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ.
– Михаил Вячеславович, Федеральная служба по контролю за алкогольной отраслью создана. Ее появление приветствовали громко и искренне. Тем не менее, вопросов еще остается немало. И первый – чем же конкретно будет заниматься новый орган?
– В Указе Президента установлено, что за новой службой закрепляется функция законопроектной деятельности (функция министерства), контроля и надзора (функция службы) и оказания государственных услуг в сфере регулирования рынка (функция агентства). Этот орган будет формировать государственную политику, заниматься лицензированием и контролем всех участников рынка, а также обобщать судебную практику и осуществлять нормативное регулирование. Служба может как проявлять инициативу и заострять внимание на каких-либо неожиданно возникших проблемах, так и выполнять поручения правительства. Мне
приходилось слышать мнения, что нелегальный рынок есть и в иных областях, но почему-то для остальных рынков не создается новая структура. Здесь объяснение простое: если «обычный» теневой рынок наносит «только» экономический урон, то нелегальный рынок алкоголя напрямую влияет на численность и здоровье нации. По сути, алкоголь – это легализованный
наркотик.
– Давайте расставим точки над i. В чьих интересах создается новая служба?
– В государственных.
– А как же интересы участников рынка?
– Ситуация на алкогольном рынке настолько плохая, что поправить ее можно только совместными усилиями – и участников, и государства. Да, формально вроде бы хорошо: «Госзнак» печатает акцизные марки, маркаподтверждает легальность продукта. Но мы приходим в магазин и видим бутылку с маркой за… 45 рублей. Неопытные потребители, бабушки и дедушки, не могут посчитать минимальную цену, они видят марку и верят, что все хорошо… Итог таких покупок вам известен. На рынке 6–8% подвальной водки, остальное– теневая продукция, произведенная на промышленных мощностях заводов – «невидимок» или в
третью смену на легальных заводах. Нелегальный рынок крепленого вина в два раза больше легального, также есть немало нелегального коньяка. Пора наводить порядок.
– Бытует мнение, что новый орган создается для дополнительного сбора налогов. Что
вы думаете об этом?
– Собрать больше налогов, чем их могут заплатить, нельзя. Очень важно понимать и разделять нюансы в вопросах контроля алкогольного рынка. Основной профиль деятельности налоговой службы – работа в рамках актов законодательства о налогах и сборах. 171-й Закон « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»– это закон не про налоговые отношения, а про отношения в рамках контроля лицензиата за исполнением лицензионных требований. Другими словами, лицензирующий орган выходит проверять соблюдение лицензионных требований в рамках административного контроля. Речь идет не о налоговых проверках, а о совершенно другой процедуре. Насущная задача службы– легализовать рынок.
– И когда же реально решить эту задачу?
– Сложно сказать. Вспомните ЕГАИС. Поставили задачу колоссального масштаба: охватить электронными каналами связи и розницу, и опт, и производителей. И решили справиться за один год. На дворе 2009-й. Что имеем? У производителей все работает со скрипом, у розницы и опта до сих пор ничего нет. Быстро хорошо не бывает. Нужна методичная, вдумчивая, правильная работа.
– Михаил Вячеславович, уже понятна структура нового органа?
– Центральный аппарат службы состоит из управлений и
территориальных управлений и напрямую подчиняется Правительству РФ.
– Федеральную службу возглавит Игорь Чуян, экс-руководитель Росспиртпрома. Не будут ли ущемлены интересы тех, кто связан с пивом, вином, коктейлями?
– А если бы был назначен человек из Минсельхоза? Росспиртпром – государственное предприятие, руководитель снимается и назначается распоряжением Правительства. Это не частное лицо, это представитель государства, который проводит определенную госполитику. Взгляд, что руководитель нового органа будет действовать в своих интересах, очень упрощен. Это мнение коммерсанта– человека, который смотрит на проблему только с точки зрения своего бухгалтерского баланса. В алкогольном рынке столько нюансов и полутонов, что о них может знать только человек из рынка. И очень хорошо, что Федеральную службу возглавит профессионал высочайшего класса с огромным опытом работы в этой отрасли. Добавлю, что я бы не стал делить рынок алкоголя на слабые и крепкие напитки. Разделение идет на легальный и нелегальный рынки. Кроме того, у всех одна проблема – как повысить качество производимой продукции и ее доступность. Привезите в Германию некоторые образцы дешевого пива российского происхождения, угостите им немецкого бюргера и послушайте, что он скажет. Или возьмите дешевое российское порошковое вино, крепленое или некрепленое спиртом. В этой эссенции, смешанной с красителями, нет полезных свойств. А о качестве нелегальной водки свидетельствует статистика смертности от случайных отравлений алкоголем. Еще раз повторюсь, есть
алкогольная продукция высококачественная и есть вредная, вредная не содержанием спирта, а своими примесями, красителями и т.д., а также легальная и нелегальная.
– Проблемы, о которых мы говорим, актуальны только для России? Как на Западе решаются «алкогольные» вопросы?
– Судите сами. В прошлом году во Франции произвели 338 миллионов бутылок шампанского, из них 197 миллионов бутылок выпили французы. Это колоссальное потребление для такой маленькой страны. В пересчете на безводный спирт получается, что они пьют не меньше нас. Вопрос в другом – что именно они пьют? Качество напитка совершенно другое. Поэтому во Франции нет проблем с алкоголизмом. Хороший алкоголь доступен всем французам, тогда как в России – единицам.
– И далеко не все понимают отличия…
– Да. У нас нет культуры потребления и навыков правильного обращения с алкоголем. Как правило, человек покупает алкоголь за час-два до планируемого мероприятия. Я бы рекомендовал людям искать хороший алкоголь заранее, находить магазины, формировать в своем доме бар. Необходимо определенное планирование финансовых ресурсов, направляемых на алкоголь. Если бюджет ограничен, лучше пить реже и меньше, но более качественную продукцию. И никогда не стоит превышать дозировку. Дмитрий Иванович Менделеев рекомендовал не больше 150 граммов водки в день. В завершение скажу, что этот год будет самым тяжелым для легального алкогольного рынка за последнее десятилетие. Здесь и экономические причины, и ЕГАИС, и прорабатываемая сейчас возможность замены федеральных специальных и акцизных марок на новые образцы, и др. Плохо будет, а скучно – нет!
– Спасибо за интересную беседу.
Беседовала Дарья Жиганова