«Надо соблюдать умеренность»
Что сегодня беспокоит производителей алкоголя больше всего?
— Что сегодня беспокоит производителей алкоголя больше всего?— Какие законодательные инициативы со стороны правительства вы оцениваете как положительные?
— Рад, что в рамках федеральной целевой программы по поддержке виноградарства в России будут выделять субсидии в размере 520 млн руб. Напомню, что эта программа действует с прошлого года. Наконец-то государство стало отдавать отрасли долг. Ведь в 1985 году в рамках антиалкогольной кампании вырубили 40% виноградников. Для сравнения: во время Великой Отечественной войны погибло всего 26%. Таким образом, в мирное время культуре виноградарства был нанесен больший вред, чем в годы войны.
— Какие еще меры можно принять, чтобы поддерживать виноделие в России?
— Чтобы продукция была конкурентоспособной, важно снизить стоимость натуральных вин.
— С ноября текущего года начинается очередной виток усовершенствования системы ЕГАИС. Что изменится по сравнению с временами, когда сбои в программном обеспечении портили жизнь и участникам рынка, и регулирующим органам?
— Да, изначально ставились нереальные сроки, отсюда сырая работа системы. Идея сама по себе хорошая, но нереальные сроки ее дискредитировали. Такая масштабная задача требовала трех-четырех лет. Сейчас программным обеспечением занимается Федеральная налоговая служба (ФНС). Позитивный аспект в том, что на этот раз переход будет осуществляться поэтапно. Вначале введут ЕГАИС на нескольких предприятиях, а по результатам — на всех остальных. В этом плане ФНС подошла к вопросу гибко.
— Какая проблема сейчас наиболее болезненна для отрасли?
— Довольно смешно звучит, но сейчас проблема номер один — это отклеивающиеся акцизные марки. Сначала штрафы за немаркированную продукцию, а потом уже и аннулирование лицензии. В Сахалинской области за прошлый год аннулировано 52 лицензии на розничную продажу алкоголя. Повторно получать легальные лицензии и платить 0,5—1 млн руб. в уставной фонд люди, как правило, отказываются. Это значит, что на рынок выйдут производители нелегальной продукции. В итоге плохой клей обходится многим добросовестным участникам алкогольного рынка, особенно рознице и оптовым организациям, в аннулированные лицензии.
— Страдают только региональные участники рынка?
— Нет, например, известная компания «Легенды Крыма» на московском рынке уже с 1998 года, занимается поставкой в том числе и коллекционных вин. Недавно в ходе проверки обнаружились отклеившиеся марки, причем в закрытых коробках. При этом информация с марок проведена в ЕГАИС. То есть продукция легальная. Это показательный пример. Сложность ситуации в том, что нигде не прописан порядок действий компании, которая столкнулась с фактом отклеивания марки. А повторно приклеить нельзя — по закону, это может сделать только производитель.
— А есть ли гарантии качества акцизных марок?
— Госзнак дает гарантию на 1,5 года, но только для налоговой службы и таможни. В этом случае получается, что оптовому звену или рознице никто ничего не должен. А ведь угроза отзыва лицензии имеет под собой коррупционную почву. Получается, нужно бороться, и следовательно, договариваться с проверяющими органами.
— Насколько эффективно маркировка продукции позволяет бороться с некачественным алкоголем?
— Знаете, я регулярно вижу в московских магазинах водку стоимостью 50 руб. При этом стоимость легальной водки в любом случае должна быть выше. Затраты на производство 0,5 л водки около 14—15 руб., добавляем сумму акциза и НДС — 43 руб. Получается минимум 57 руб. Отсюда возникает вопрос, насколько эффективна вообще действующая система маркировки, если в столице с легкостью торгуют поддельной водкой, на которую клеят фальшивые акцизные марки турецкого производства. В то время как легальные производители сталкиваются с тем, что легальные марки отклеиваются сами по себе!
— Какое соотношение сейчас долей рынка легальной и нелегальной продукции?
— Пятьдесят на пятьдесят.
— Какие меры могут быть приняты для борьбы с нелегальным рынком?
— Все меры можно условно разделить на три пула. Экономические, административные и обеспечительные. В отношении последних могу сказать, что государство не достаточно сурово к производителям нелегального алкоголя. Законодательство нужно ужесточать. Сейчас при грамотном адвокате можно отделаться штрафом, а надо вводить уголовную ответственность. Наказание должно быть неотвратимым. Что касается второго пула, то здесь речь идет об усилении контроля над оборотом спирта. Без марок можно изготавливать фальшивый алкоголь, а без спирта нет — такая логика. Но пока по данному вопросу решения нет. Но самый важный аспект — экономический. Пока стоимость легальной продукции будет выше нелегальной, то нелегальный рынок будет равняться по размерам легальному.
— На каком уровне сейчас находится собираемость акциза?
— В прошлом году — 53%, если исходить из данных Росстата об объеме розничных продаж, если исходить из объема продаж легальной и нелегальной розницы, то собираемость водочного акциза не достигает и 40%. Возникает вопрос, если на таком низком уровне, то к чему постоянно повышать акцизы? Основная проблема, повторюсь, низкий платежеспособный спрос населения. Минфин, опираясь на средний прогноз по уровню инфляции на будущий год, индексирует акциз, а как это скажется на развитии отрасли, никого не волнует.
— В чем системная проблема, связанная с регулированием алкогольной отрасли?
— Основной рычаг управления находится в руках Минфина. Но в компетенцию ведомства входят более важные задачи, поэтому фактически нет единого органа, отвечающего за рынок. Было бы целесообразно создать Росалкоголь.
— Сейчас есть данные, согласно которым растет потребление вина, пива и слабоалкогольных напитков, насколько активно идет процесс замещения крепких?
— Дело в том, что водка по стоимости градуса в три раза дешевле других напитков. Поэтому те люди, которые живут как раз на 10 тыс. руб. в месяц, не готовы увеличивать в потреблении долю других напитков.
— Насколько целесообразно введение минимальной цены на крепкий алкоголь?
— Такая мера позволяет добиться того, что нелегальная продукция потеряет свое ценовое преимущество. Но опять-таки нужно ужесточать ответственность за торговлю поддельным алкоголем. Так, чтобы нарушитель не мог отделаться штрафом. Причем эта ответственность должна быть перенесена на розничное звено. Сейчас, например, в случае обнаружения поддельного алкоголя или с фальшивыми марками розница в уголовном порядке не отвечает перед законом. А на деле в магазине осознанно могут брать паленку на реализацию.
— В чем, на ваш взгляд, секрет употребления алкоголя без фатальных последствий для здоровья?
— Надо соблюдать умеренность и помнить, что потребление крепкого алкоголя затягивает и контроль можно потерять очень быстро.
ОЛЬГА МОНИНА
30.10.2008
РБК daily