27 декабря 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
107553 , г.Москва, а/я 37
тел. (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Новости

 

31.10.2008 Интервью Исполнительного директора СПАП М.В. Блинова газете РБК daily, опубликованное 30 октября 2008 года

«Надо соблюдать умеренность»
Что сегодня беспокоит производителей алкоголя больше всего?

Что сегодня беспокоит производителей алкоголя больше всего?— Какие законодательные инициативы со стороны правительства вы оцениваете как положительные?

— Рад, что в рамках федеральной целевой программы по поддержке виноградарства в России будут выделять субсидии в размере 520 млн руб. Напомню, что эта программа действует с прошлого года. Наконец-то государство стало отдавать отрасли долг. Ведь в 1985 году в рамках антиалкогольной кампании вырубили 40% виноградников. Для сравнения: во время Великой Отечественной войны погибло всего 26%. Таким образом, в мирное время культуре виноградарства был нанесен больший вред, чем в годы войны.

— Какие еще меры можно принять, чтобы поддерживать виноделие в России?

— Чтобы продукция была конкурентоспособной, важно снизить стоимость натуральных вин.

— С ноября текущего года начинается очередной виток усовершенствования системы ЕГАИС. Что изменится по сравнению с временами, когда сбои в программном обеспечении портили жизнь и участникам рынка, и регулирующим органам?

— Да, изначально ставились нереальные сроки, отсюда сырая работа системы. Идея сама по себе хорошая, но нереальные сроки ее дискредитировали. Такая масштабная задача требовала трех-четырех лет. Сейчас программным обеспечением занимается Федеральная налоговая служба (ФНС). Позитивный аспект в том, что на этот раз переход будет осуществляться поэтапно. Вначале введут ЕГАИС на нескольких предприятиях, а по результатам — на всех остальных. В этом плане ФНС подошла к вопросу гибко.

— Какая проблема сейчас наиболее болезненна для отрасли?

— Довольно смешно звучит, но сейчас проблема номер один — это отклеивающиеся акцизные марки. Сначала штрафы за немаркированную продукцию, а потом уже и аннулирование лицензии. В Сахалинской области за прошлый год аннулировано 52 лицензии на розничную продажу алкоголя. Повторно получать легальные лицензии и платить 0,5—1 млн руб. в уставной фонд люди, как правило, отказываются. Это значит, что на рынок выйдут производители нелегальной продукции. В итоге плохой клей обходится многим добросовестным участникам алкогольного рынка, особенно рознице и оптовым организациям, в аннулированные лицензии.

— Страдают только региональные участники рынка?

— Нет, например, известная компания «Легенды Крыма» на московском рынке уже с 1998 года, занимается поставкой в том числе и коллекционных вин. Недавно в ходе проверки обнаружились отклеившиеся марки, причем в закрытых коробках. При этом информация с марок проведена в ЕГАИС. То есть продукция легальная. Это показательный пример. Сложность ситуации в том, что нигде не прописан порядок действий компании, которая столкнулась с фактом отклеивания марки. А повторно приклеить нельзя — по закону, это может сделать только производитель.

— А есть ли гарантии качества акцизных марок?

— Госзнак дает гарантию на 1,5 года, но только для налоговой службы и таможни. В этом случае получается, что оптовому звену или рознице никто ничего не должен. А ведь угроза отзыва лицензии имеет под собой коррупционную почву. Получается, нужно бороться, и следовательно, договариваться с проверяющими органами.

— Насколько эффективно маркировка продукции позволяет бороться с некачественным алкоголем?

— Знаете, я регулярно вижу в московских магазинах водку стоимостью 50 руб. При этом стоимость легальной водки в любом случае должна быть выше. Затраты на производство 0,5 л водки около 14—15 руб., добавляем сумму акциза и НДС — 43 руб. Получается минимум 57 руб. Отсюда возникает вопрос, насколько эффективна вообще действующая система маркировки, если в столице с легкостью торгуют поддельной водкой, на которую клеят фальшивые акцизные марки турецкого производства. В то время как легальные производители сталкиваются с тем, что легальные марки отклеиваются сами по себе!

— Какое соотношение сейчас долей рынка легальной и нелегальной продукции?

— Пятьдесят на пятьдесят.

— Какие меры могут быть приняты для борьбы с нелегальным рынком?

— Все меры можно условно разделить на три пула. Экономические, административные и обеспечительные. В отношении последних могу сказать, что государство не достаточно сурово к производителям нелегального алкоголя. Законодательство нужно ужесточать. Сейчас при грамотном адвокате можно отделаться штрафом, а надо вводить уголовную ответственность. Наказание должно быть неотвратимым. Что касается второго пула, то здесь речь идет об усилении контроля над оборотом спирта. Без марок можно изготавливать фальшивый алкоголь, а без спирта нет — такая логика. Но пока по данному вопросу решения нет. Но самый важный аспект — экономический. Пока стоимость легальной продукции будет выше нелегальной, то нелегальный рынок будет равняться по размерам легальному.

— На каком уровне сейчас находится собираемость акциза?

— В прошлом году — 53%, если исходить из данных Росстата об объеме розничных продаж, если исходить из объема продаж легальной и нелегальной розницы, то собираемость водочного акциза не достигает и 40%. Возникает вопрос, если на таком низком уровне, то к чему постоянно повышать акцизы? Основная проблема, повторюсь, низкий платежеспособный спрос населения. Минфин, опираясь на средний прогноз по уровню инфляции на будущий год, индексирует акциз, а как это скажется на развитии отрасли, никого не волнует.

— В чем системная проблема, связанная с регулированием алкогольной отрасли?

— Основной рычаг управления находится в руках Минфина. Но в компетенцию ведомства входят более важные задачи, поэтому фактически нет единого органа, отвечающего за рынок. Было бы целесообразно создать Росалкоголь.

— Сейчас есть данные, согласно которым растет потребление вина, пива и слабоалкогольных напитков, насколько активно идет процесс замещения крепких?

— Дело в том, что водка по стоимости градуса в три раза дешевле других напитков. Поэтому те люди, которые живут как раз на 10 тыс. руб. в месяц, не готовы увеличивать в потреблении долю других напитков.

— Насколько целесообразно введение минимальной цены на крепкий алкоголь?

— Такая мера позволяет добиться того, что нелегальная продукция потеряет свое ценовое преимущество. Но опять-таки нужно ужесточать ответственность за торговлю поддельным алкоголем. Так, чтобы нарушитель не мог отделаться штрафом. Причем эта ответственность должна быть перенесена на розничное звено. Сейчас, например, в случае обнаружения поддельного алкоголя или с фальшивыми марками розница в уголовном порядке не отвечает перед законом. А на деле в магазине осознанно могут брать паленку на реализацию.

— В чем, на ваш взгляд, секрет употребления алкоголя без фатальных последствий для здоровья?

— Надо соблюдать умеренность и помнить, что потребление крепкого алкоголя затягивает и контроль можно потерять очень быстро.

ОЛЬГА МОНИНА

30.10.2008

РБК daily

 

Все новости

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции