03 мая 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Аналитика

 

02.04.2008 О ВОЗМОЖНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ВМЕНЕННОГО НАЛОГА НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ЛИКЕРОВОДОЧНЫХ ЗАВОДОВ

Суммарные производственные мощности предприятия по выпуску водки и ликероводочных изделий в России составляют 450-500 млн далл (оценка Счетной палаты). На сегодняшний день объем годового производства водки и ЛВИ не превышает 135 млн далл. Таким образом, средняя по отрасли загрузка производственных мощностей не превышает 30%.

По данным Минэкономразвития России производство заводом менее 100 тыс. далл в год не позволяет предприятию окупить текущие расходы на содержание производственных мощностей. Таким образом, данные предприятия формируют убыток. Тем не менее, их акционеры не выставляют данные предприятия на продажу или не проводят через процедуру банкротства.  Это указывает на то, что данные производственные мощности используются для нелегального выпуска водки и ЛВИ.

Формально введение вмененного налога на мощности ЛВЗ исключает возможности выпуска нелегальной продукции. Однако в реальности эта реформа налогообложения отрасли не позволит в должной мере решить проблему нелегального рынка.

Аналогичный механизм налогообложения производителя алкогольной продукции применялся в дореволюционной России. Производитель уплачивал государству так называемый «откуп» за право производить водку  и ЛВИ. Данный механизм налогообложения показал свою неэффективность, так как заводы формировали недоимку перед казной, банкротились, а затем на тех же мощностях создавались новые предприятия.

На сегодняшний день практика взимания вмененного налога на производство алкогольной продукции не используется по следующим причинам.

В соответствии с действующими нормативными документами, а также технологическими особенностями ликероводочных производств мощность предприятия определяется мощностью линии розлива. При этом установленные на предприятиях линии розлива могут использоваться как в одну так и две-три смены. Для декларирования базы по вмененному на мощности налогу может декларироваться работа в одну смену, а реальная загрузка осуществляется в две-три смены.

Кроме того, на многих современных ЛВЗ установленные линии розлива закуплены за рубежом. По согласованию с их производителем мощность линии розлива может быть увеличена путем проведения  незначительных работ по перенастройке конвейера (линия мощностью 12 тыс бутылок в час переналаживается на мощность 8 тыс бутылок в час за 3-5 часов).

В случае установления данного налога вновь созданные производства, закупая указанные лини  у зарубежных поставщиков, будут заинтересованы указать в паспортных данных на оборудование заниженные показатели производственной мощности.

Учитывая изложенное, так называемый налог на вмененные мощности не решает проблему выпуска нелегальной продукции (проблема работы в «третью смену»).

Кроме того, не ясно из расчета какого процента  загрузки мощностей устанавливать вмененный налог и каким образом его уплачивать.

В случае уплаты данного налога по истечению налогового периода  создается возможность повторения ситуации с дореволюционными откупами, когда  в течение налогового периода продукция производилась, налог не уплачивался, далее предприятие банкротилось и тот же владелец на тех же мощностях начинал выпуск продукции под именем другого юридического лица. В случае уплаты данного налога в начале налогового периода, предприятия будет вынужденно за счет собственных и кредитных  средств авансировать бюджет.

В случае установления суммы вмененного налога из расчета, например 50% загрузки мощностей предприятия использующие данную мощность на 50% и 100% имеют разную налоговую нагрузку на единицу продукции, что соответственно формирует различную отпускную цену на идентичную продукцию, что в свою очередь противоречит действующему законодательству (п.1, 2 ст.3 НК РФ, о конкуренции и др.). Таким образом, стоимость продукции ставится в зависимость от степени загрузки мощностей.

Указанное предложение уже вносилось в правительство Российской Федерации Счетной Палатой в 2000 году и поддержки не получило. В 2006 году данный вопрос рассматривался на Экспертном совете по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитета ГД РФ по экономической политике и предпринимательству и так же не был поддержан.

Дополнительно сообщаем, что предлагаемый  механизм уплаты приведет к нарушению международных обязательств России по унификации акцизного налогообложения,  как в рамках Союза независимых государств, так  и иных соглашений. Так, во исполнение обязательств по Временному соглашению между Россией и Европейским Сообществом о торговле и связанных с торговлей вопросах в 1997 году российской стороной осуществлены мероприятия по гармонизации процедур и механизмов взимания акцизов, а именно, унифицирован порядок взимания акцизов по товарам отечественного и импортного производства, в том числе по установлению единых ставок и метода исчисления налога.

            И последнее. С точки зрения эволюции налогообложения нам предлагается вернуться к механизму средневекового оброка, хотя не спорю идея красивая решить сложную проблему простым способом.

 

   Государственный советник налоговой службы I ранга РФ      М. Блинов

'

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции