03 мая 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Аналитика

 

02.04.2008 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ АКЦИЗОВ

Уважаемые коллеги!

Данный материал может быть интересен для сравнительного анализа системы контроля производства алкоголя и обеспечения уплаты акцизов.

С уважением,

Государственный советник налоговой службы РФ I ранга   М.В. Блинов

 

США

Производство дистиллированных спиртов (сюда входят этиловый спирт, этанол и винные спирты, существующие в любой форме и изготовленные из любого сырья с помощью любого технологического процесса) должно происходить только в помещениях завода, отвечающего установленным требованиям. Эти заводы должны быть зарегистрированы и функционировать на основе разрешения, выданного Бюро по контролю над спиртными напитками, табачными изделиями и оружием (БКСТО) Министерства финансов США. Разрешения выдаются после представления определенных документов, в число которых входят: сведения общего характера об основных владельцах завода, описание используемого оборудования и применяемого процесса перегонки, а также заявление о принимаемых мерах по обеспечению физической безопасности заводских помещений.

Заводы по производству дистиллированного спирта (ЗДС) разделяются на две категории: заводы, осуществляющие перегонку, складирование и/или розлив по бутылям спирта, предназначенного для использования в непромышленных целях (т.е. для изготовления напитков, 0, 0), и заводы, осуществляющие перегонку, складирование, денатурирование и/или упаковку спирта для его промышленного использования. Разрешения на деятельность последней группы заводов выдаются исключительно в целях контроля, как средство, которое позволяет определить квалификационные характеристики лиц, вступающих в сферу промышленного использования спирта.

Разрешения выдаются только после положительного результата завершения обстоятельной проверки данных о заявителях. Выданное разрешение действует постоянно до тех пор, пока его действие не будет приостановлено или разрешение не будет отозвано за несоблюдение существующих правил, добровольно возвращено после прекращения деятельности предприятия или автоматически не потеряет силу, согласно предусмотренному в нем условию.

Владелец ЗДС должен ежегодно платить специальный налог (налог на профессию) в размере 1000 долларов США и, кроме того, обеспечить получение «бонда» для покрытия потенциального налогового обязательства по произведенному, находящемуся в запасах или вывезенному с предприятия дистиллированному спирту.

Обеспечение может быть представлено в форме денежного депозита, удостоверенного банком чека, сберегательных облигаций правительства (индоссированные налогоплательщиком, чтобы налоговое управление могло получить по ним деньги) или «бонда», предоставляемого обычно за комиссионное вознаграждение признанными страховыми компаниями или банками.

В подавляющем большинстве случаев используется последняя форма, поскольку это наименее дорогостоящее обеспечение. Бонд подобен страховому полису в том отношении, что застрахованным случаем здесь является неуплата налогов покупающей бонд (страховку) компанией, и цена, уплачиваемая за бонд (или премия, 0, 0), составляет лишь малую долю или процент от стоимости бонда, фактическая цена бонда будет колебаться в зависимости от степени риска. Например, имеющая солидную репутацию и сохраняющая в течение многих лет финансовую стабильность компания может платить за бонд ежегодную премию в размере менее одного процента от номинальной стоимости самого бонда.

Правительства могут требовать представления бонда не только для обеспечения уплаты налогов, но и во многих других целях. Например, бонд может потребоваться для обеспечения уплаты импортных пошлин в связи с транзитной перевозкой внешнеторгового груза; в качестве гарантии того, что горнодобывающая компания компенсирует нанесенный ею окружающей среде ущерб; для доказательства серьезности намерений при проведении тендера на строительный контракт или как гарантия в случае контракта на закупки. Поэтому во многих странах публикуется список банков и страховых компаний, которые одобрены правительством в качестве выдающих бонды институтов. Налоговое управление или любая другая организация будет принимать только те бонды, которые были выданы такими институтами.

Требование о представлении бонда устанавливается в законе или нормативных документах. В случае налогов на спиртные напитки и табак от компаний, имеющих лицензии на производство, упаковку, розлив, хранение, транспортировку или использование этих продуктов, обычно требуется представление бонда до уплаты налогов. В число таких компаний входят спиртовые, винные и пивоваренные заводы, производители алкогольных напитков и предприятия по их розливу, импортеры, производители технического спирта, денатуратов, транспортные компании, имеющие лицензию на перевозку алкогольных напитков, и производители изделий, в состав которых входит спирт (например, уксус, фармацевтические товары, косметика и т.д.). Сами бонды хранятся в досье налогоплательщика в налоговой инспекции, которая занимается его делами.

Сумма, на которую выдается бонд, должна быть достаточной для покрытия налогового обязательства самых крупных размеров, которое когда-либо возникало в нормальных условиях у налогоплательщика. Сюда будут входить все акцизные налоги, подлежавшие уплате за налоговый период с наивысшим уровнем продаж плюс акцизный налог, связанный с наибольшим объемом находившихся в товарных запасах изделий. Для различных групп налогоплательщиков устанавливается различная минимальная сумма бонда: в Канаде, например, минимальная сумма бонда для спиртового завода составляет 200 000 долларов, а для использующего спирт производителя косметических товаров – 5 000 долларов. Налоговое управление снабжает налогоплательщика инструкциями относительно того, как определить сумму бонда, который он должен представить, и требует от него ежегодного пересмотра этих сумм. Подсчеты налогоплательщика подтверждаются налоговым управлением во время проведения периодических аудиторских проверок.

Существует широкий регулятивный контроль над процессами перегонки, обработки и складирования спирта, включая требование о проведении периодических инвентаризаций для выявления недостающих или незарегистрированных количеств продукта. Контролируется также наполнение бутылей, их этикетирование и упаковка в контейнеры.

Спирт облагается акцизным налогом по результатам его производства, однако уплата налога откладывается до того момента, пока он не будет вывезен с предприятия для использования в определенных налогооблагаемых целях. Существует, однако, ряд предусмотренных законом случаев, когда отгрузка спирта не сопровождается уплатой налога: 1) отправка на экспорт, 2) перевозка на таможенный бондовый склад, 3) перевозка во внешнеторговую зону; для использования 4) в производстве вина, 5) в исследовательских и опытно-конструкторских разработках и 6) в медицинских и научных целях.

Спирт может быть отгружен также без уплаты налога: (а) при получении разрешения, дающего право покупателю на приобретение спирта в целях, исключающих его употребление в качестве напитка, перепродажу или использование при изготовлении каких-либо продуктов на продажу, (б) при получении разрешения от федерального ведомства или учреждения штата на отпуск спирта на цели, исключающие его использование в изготовлении напитков, и (в) после специального или полного его денатурирования.

Спирт может быть перевезен на другие имеющие бондовое обеспечение заводы по производству дистиллированных спиртов для розлива по бутылям с уплатой впоследствии налога.

Спирт является вторым после воды универсальным растворителем и пользуется широким спросом во всех отраслях промышленности. Для того чтобы упростить промышленное применение и в то же время обеспечить надлежащий контроль, не допускающий нелегального использования появившегося на промышленном рынке спирта для изготовления оказывающихся вне сферы налогообложения алкогольных напитков, этиловый спирт, с тем чтобы сделать его непригодным для использования в напитках, денатурируется на ЗДС путем добавления к нему веществ, известных как денатурирующие добавки. (Достаточно большая доля спирта, производимого методом синтеза, денатурируется – в большинстве случаев там же, где он был произведен). Денатурированный спирт подразделяется на две категории: специально денатурированный спирт (СДС) и полностью денатурированный спирт (ПДС, 0, 0), при этом спирты обоих типов должны приготавливаться в соответствии с утвержденными БКСТО формулами.

В том, что касается СДС, количество и характер предписанных денатурирующих добавок внимательно подбираются, чтобы не препятствовать законному промышленному использованию этих спиртов в конкретных санкционированных для каждой формулы целях. Все операции с СДС строго регулируются. Дилеры и потребители СДС должны получить от БКСТО разрешение и представить бонд.

С другой стороны, ПДС настолько тщательно денатурируется, что продукт оказывается совершенно непригодным для использования в напитках, а денатурирующие средства практически неотделимы от этилового спирта. Соответственно на санкционированное использование ПДС не требуется получать разрешение, так как риск экстракции чистого спирта и направления его на изготовление алкогольных напитков здесь невелик. (Следует отметить, что денатурирующие средства, применяемые в производстве как СДС, так и ПДС не должны вызывать отравление, если денатурированный спирт попадет в организм).

После розлива по бутылкам и вывоза дистиллированного спирта с предприятия в целях производства напитков или для отправки на экспорт (с правом на возврат в этом случае налога) наступает момент, когда акцизный налог подлежит уплате. Как правило, акцизы на спирт отечественного производства с производителя взимает БКСТО, а акцизы на импортированные продукты в момент их выпуска с таможенного бондового склада взимает с импортера Таможенная служба США. Существуют, однако, положения, в соответствии с которыми инспекторы БКСТО могут оказать услугу Таможенной службе и собрать налоги в тех случаях, когда таможенный склад прилегает к ЗДС.

Важно отметить, что когда ЗДС производит продукт, завод не обязан немедленно уплачивать налог. Продукт может быть произведен, упакован и складирован на территории завода без необходимости платить при этом акцизный налог. Такая необходимость возникает в случае фактической отгрузки продукта с предприятия, и сумма акцизного налога подсчитывается исходя из отгруженного количества. Если владелец ЗДС не представит бонд на отгружаемый продукт, акцизный налог должен быть уплачен авансом до того, как спирт будет физически вывезен с территории завода. Там, где владелец представляет бонд на отгружаемый продукт, уплата налогов осуществляется на двухнедельной основе. К плательщикам крупных сумм акцизного налога предъявляется дополнительное требование о перечислении налоговых платежей по системе электронного перевода средств в конкретно указанный банк.

Потери и недостачи спирта на территории ЗДС по-разному трактуются при определении размера налогового платежа. Как правило, потери, связанные с нормальным производственным процессом, налогом не облагаются, тогда как потери, обусловленные кражей и произошедшие вследствие небрежности владельца завода, а также не имеющая объяснения недостача розлитого по бутылям спирта подлежат обложению налогом.

Существующая в США система сбыта дистиллированного питьевого спирта является трехуровневой системой, наверху которой находится владелец ЗДС, а в середине – местный дистрибьютор (оптовый торговец спиртными напитками). Нижний уровень занимает розничный магазин (розничный торговец спиртными напитками, 0, 0), в котором конечный потребитель делает свои покупки. В нескольких штатах, называемых «контролируемые штаты», сам штат имеет свои магазины розничной торговли и в сущности обладает монополией на продажу всех спиртных напитков на территории штата, за исключением тех, что продаются в барах и ресторанах. Оптовые торговцы обязаны получить обычное разрешение от БКСТО, так же как это делают спиртовые заводы, и подвергнуться тщательной проверке, прежде чем такое разрешение будет им выдано. От розничных торговцев не требуется обращаться за разрешением, но они подлежат лицензированию властями штата. Розничные торговцы обязаны также вносить ежегодно специальный налог на профессию, сбором которого занимается БКСТО.

В определенных обстоятельствах оптовые и розничные торговцы, несущие убытки на дистиллированном спирте, за который был уплачен акцизный налог, могут подать заявление в БКСТО и получить возмещение уплаченного налога. Они могут, например, это сделать (и получить возврат уплаченных сумм по предъявлении определенных доказательств) в случае (а) крупного бедствия, объявленного Президентом страны; (б) пожара, наводнения, серьезной аварии или какой-то иной беды меньшего масштаба; или (в) поломки, уничтожения или иного ущерба, являющихся результатом вандализма или злоумышленного причиненного вреда (за исключением кражи).

На бутыли с дистиллированным спиртом обычно не требуется наклеивать марки в качестве доказательства того, что федеральный налог был уплачен. Вместо этого бутыли требуется запечатывать с помощью апробированных завинчивающихся крышек, которые сделаны таким образом, что при открывании сосуда часть крышки на нем остается. Они должны быть сконструированы так, чтобы для получения доступа к содержимому сосуда их необходимо было сломать. Многие штаты, однако, требуют, чтобы владельцы ЗДС соблюдали их требования в отношении маркировки бутылей с дистиллированным спиртом, свидетельствующей об уплате акцизного налога штата. Это обычно достигается с использованием следующих средств: (а) налоговой или идентификационной марки или наклейки штата, (б) надпечатанной бутылочной бандероли или ленточной марки, (в) видео- или лазерной маркировки каждой содержащей спиртной напиток бутыли путем нанесения на нее названия штата соответственно методом печати или гравирования. В некоторых штатах ответственность за получение марок непосредственно у штата и их наклейку несет владелец ЗДС, тогда как другие штаты требуют, чтобы марки получали и наклеивали действующие в них оптовые торговцы.

Надлежащим образом маркированный для экспорта спирт в бутылях, по которому был уплачен налог с правом на его возврат, может в таком виде экспортироваться, и предприятие по розливу или упаковке напитков может получить возмещение уплаченных акцизов по предъявлении БКСТО убедительного доказательства того, что спирт действительно был экспортирован. Федеральный закон предусматривает также возможность возврата акцизов на дистиллированный спирт, который был использован в изготовлении определенных не питьевых продуктов (например, лекарств и медицинских препаратов, ароматических добавок к пищевым продуктам или непригодных для питья ароматических экстрактов). Лица, желающие заниматься производством таких продуктов и иметь право на возврат акцизного налога, должны платить ежегодный специальный налог в размере 500 долларов США.

Производители, планирующие ежемесячно подавать заявления о возврате налога, должны представить бонд и зарегистрировать в БКСТО количественные формулы содержащих спирт продуктов. После того как производитель использовал спирт в изготовлении продукта по установленной формуле, у него возникает право на возврат налога по ставке, которая на один доллар США ниже ставки налога, первоначально уплаченного за дистиллированный спирт.

Любое лицо, импортирующее дистиллированный спирт в Соединенные Штаты, должно заблаговременно подать заявление в БКСТО и получить от него разрешение. Такое разрешение выдается только после тщательной проверки заявителей (на предмет выявления у них преступного прошлого, 0, 0), источника их доходов и источника поставок.

Весь импортируемый в США дистиллированный спирт облагается налогом по такой же ставке, что и спирт отечественного производства, а все содержащие спирт продукты, под каким бы названием они не были известны, считаются дистиллированными спиртами и облагаются налогом как таковые. С таких продуктов взимаются также таможенные пошлины, размер которых может различаться в зависимости от страны производства продукта.

Как правило, акцизы с импортированного спирта взимаются, учитываются и депонируются Таможенной службой США. Импортеры, ввозящие ежегодно крупные количества спирта, обязаны платить налоги путем электронного перевода средств в установленные банки (аналогичное требование предъявляется к крупным отечественным производителям спирта).

Дистиллированный спирт, импортируемый наливом (то есть в сосудах емкостью свыше одного галлона, 0, 0), может быть ввезен без уплаты налога и направлен на таможенный бондовый склад для розлива, а если спирт остается в таких емкостях, то он должен быть в дальнейшем либо экспортирован, либо продан, но только лицам, у которых на получение дистиллированного спирта наливом существует разрешение БКСТО. Импортированный наливом спирт можно, например, забрать с таможенного склада и перевезти на территорию ЗДС. В этот момент ответственность за уплату налога с импортированного спирта переходит на ЗДС, а импортер от своей ответственности освобождается. Полученный таким образом спирт может быть денатурирован или отгружен для использования в любых разрешенных для спиртов отечественного производства целях. Однако если спирт был первоначально импортирован не для целей изготовления алкогольных напитков, а затем был использован в производстве напитков, владелец обязан в дополнение к акцизам заплатить еще и налог в размере пошлины, которая была бы взыскана со спирта, если бы он изначально был ввезен в целях производства напитков.

Сосуды с импортированным дистиллированным спиртом должны быть оснащены такими же крышками, которые используются на бутылях со спиртом отечественного производства (то есть крышки должны быть сконструированы таким образом, чтобы для получения доступа к содержимому сосуда их необходимо было сломать).

 

Система контроля

 

Исторически сложилось так, что система обложения акцизным налогом дистиллированных спиртов была системой жесткого правительственного контроля и надзора. Цель защиты налоговых поступлений в доход бюджета достигалась за счет: 1) обеспечения безопасности закрытых систем перегонки спирта путем установления на них государственных замков и пломб, чтобы воспрепятствовать незаконной утечке спирта; 2) обеспечения безопасности бондовых помещений, в которых хранились запасы спирта; 3) установления, весь ли произведенный спирт был надлежащим образом учтен и либо помещен на бондовый склад с уплатой налогов, либо использован на другие, не облагаемые налогом законные цели; и 4) установления, весь ли помещенный на бондовый склад спирт был надлежащим образом учтен и либо находится на складе, либо отгружен с него с уплатой налога для использования в других законных целях.

Государственные служащие были постоянно приписаны к заводам по производству дистиллированных спиртов и выполняли там ряд заданий. Например, они замеряли количество произведенного и/или складированного продукта, определяли сумму налогов, подлежащую уплате при отгрузке продукта, и обеспечивали наличие наклеенных марок на всех отгружаемых сосудах спирта, с которого был уплачен налог. Они отпирали и запирали замки, контролируя доступ к спирту, налог на который не был уплачен; и они следили за тем, чтобы все трубы, по которым перекачивается спирт, были надлежащим образом запломбированы, дабы воспрепятствовать незаметному доступу к ним.

Эта система оказалась достаточно эффективной, но относительно негибкой. Инспектор имел зафиксированную и довольно ограниченную сферу полномочий, что требовало наличия многочисленного штата сотрудников. Начиная с середины 1950-х годов и в течение последующих 20 лет больший объем ответственности за ведение отчетной документации и принятие других мер обеспечения сохранности спирта ложится на промышленность. В 1980 г. после проведения широкой программы экспериментов оставшийся контингент постоянно занятых на спиртовых заводах инспекторов был с этих заводов отозван, на смену государственным замкам и пломбам пришли установленные владельцами заводов системы обеспечения безопасности, а основным методом осуществления государственного контроля стало проведение инспекционных проверок после аудита.

Строгий контроль по-прежнему сохраняется за тем, кто может вступить в эту сферу деятельности, и БКСТО обстоятельно проверяет данные на новых заявителей, обратившихся в Бюро за получением разрешения. Существуют также обширные требования к заводам в отношении ведения документации и отчетности. По-прежнему требуется наличие бонда, достаточного по своим размерам для покрытия потенциальных налоговых обязательств по спирту, который перевозится на имеющее бондовое обеспечение предприятие или находится на таком предприятии, а также по отгруженному спирту, сумма налога на который определена, но еще не уплачена. Разрешения выдаются с условием соблюдения их получателями всех законов и нормативных актов; разрешения могут быть отозваны или их действие приостановлено по причине неуплаты надлежащей суммы налога на вывезенный с предприятия спирт.

Сотрудникам БКСТО предоставлено право круглосуточного доступа на заводы по производству дистиллированных спиртов и полномочия на проверку всей имеющейся документации, отчетов и запасов. Они также уполномочены задерживать и арестовывать спирт, за который, по их подозрению, не был уплачен надлежащий налог или который находится в несоответствующих емкостях.

Как было отмечено выше, основным методом контроля за надлежащим хранением спирта на ЗДС и уплатой с него налога является осуществление инспекционных проверок после аудита. Сроки и частота проведения такого аудита по разным ЗДС различаются в зависимости от степени риска и совокупности имеющихся данных о соблюдении владельцем завода требований налогового законодательства.

 

Контроль производства, хранения и перевозки алкогольных напитков в Европейском союзе: английская модель

 

Исторически европейская система контроля производства и перевозки спирта и алкогольных напитков представляла собой систему физического надзора со стороны налоговых чиновников и обеспечения физической безопасности продукта за счет использования королевских замков и печатей. Налоговые служащие были приписаны к спиртовым заводам для того, чтобы отпирать и запирать замки, проверять безопасность трубопроводов и оборудования, учитывать подлежащие уплате суммы налогов путем снятия показаний контрольно-измерительных приборов и проведения соответствующих подсчетов.

В дальнейшем ответственность за повседневное обеспечение надлежащего функционирования компаний и определение сумм налоговых платежей была переложена на сами эти компании. Хотя за тем, кто может пройти апробацию и получить лицензию на участие в этой сфере бизнеса, по-прежнему осуществляется жесткий официальный контроль. Строгие требования действуют в отношении учета результатов процесса перегонки спирта, определения суммы причитающегося с произведенной продукции налога, контролирования товарных запасов и обеспечения физической безопасности зданий, оборудования завода, а также выпущенного им готового продукта. Контроль исполнения налоговых обязательств осуществляется главным образом с помощью аудита счетов и учетной документации по проведенным операциям и выполненным налоговым расчетам. Плановые и внезапные посещения предприятий для проверки учетной документации, зданий, оборудования и запасов подкрепляют и дополняют регулярно проводимые аудиторские проверки.

При внезапном посещении проводится необъявленная заранее инвентаризация запасов и расчетов. В ходе проверки просматриваются и сличаются данные о налоговых платежах и поступлениях оптовых торговцев, а также данные о взаимных поставках спиртных напитков лицензированными предприятиями. Проверяется содержание алкоголя в разлитых по бутылкам спиртных напитках, степень наполнения бутылок и наличие на них надлежащих марок и этикеток; берутся образцы спиртных напитков для лабораторного анализа. Вместе с владельцами предприятий устанавливаются потери и недостачи, по которым владельцы должны либо представить оправдательные документы, либо уплатить соответствующий налог. Частота проведения такого рода аудиторских и инспекционных проверок зависит от объемов производства предприятия, размера потенциальных налоговых обязательств, сведений о выполнении им налоговых платежей и соблюдении в прошлом требований налогового законодательства. Большинство стран используют этот подход, потому что пришли к заключению, что высокие издержки на оплату труда сотрудников, все рабочее время которых занято наблюдением за деятельностью одного предприятия, не является ни эффективным, ни действенным способом использования ресурсов.

Производство дистиллированного спирта должно осуществляться только в помещениях имеющего соответствующую лицензию спиртового завода. Разрешение на получение лицензии выдается Таможенно-акцизным управлением после представления информации о компании, используемом оборудовании, применяемых процессах и предполагаемых мерах безопасности для обеспечения доброкачественности продукта и физической безопасности спиртоперегонного оборудования и продукта. Перед выдачей разрешения работники акцизного органа инспектируют помещения спиртового завода и проводят собеседования с его руководством, для того чтобы убедиться в наличии необходимых систем внутреннего контроля. Для покрытия потенциальных налоговых обязательств требуется получение бонда. Размер последнего периодически пересматривается в целях обеспечения его достаточности.

Хотя налоговое обязательство возникает, и его размеры определяются в момент окончания процесса перегонки, налог подлежит уплате тогда, когда спирт вывозится со склада спиртового завода как готовый (розлитый по бутылкам) продукт или с установленных складов налоговых органов для потребления внутри страны. Налог взимается по специфической ставке акциза, которая может быть изменена на основании ежегодного Закона о государственных финансах (бюджете, 0, 0), с тем, чтобы учесть влияние инфляции или других экономических факторов.

Продажа алкогольных напитков на уровне оптовых и розничных предприятий контролируется с помощью лицензий. На бутылки, содержащие дистиллированный спирт, не наклеиваются марки в качестве свидетельства уплаты акцизного налога, однако бутылки запечатываются в соответствии с требованиями других правительственных учреждений по соображениям защиты потребителей.

 

Хранение и перевозка алкогольных напитков в пределах ЕС

 

Директива Совета ЕС 92/12 (1992 г.) предусматривает возможность временной приостановки действия обязательств по уплате акцизов и дает возможность свободно хранить или перевозить товары в пределах ЕС. Это специальный механизм предоставления отсрочки налогового платежа – налоговый режим, применяемый к находящимся на налоговом складе или перемещаемым между налоговыми складами товарам, в отношении которых отложена уплата акциза. Для того чтобы воспользоваться этой возможностью, существующие в данной сфере хозяйственной деятельности компании должны быть аккредитованы в качестве либо владельцев налоговых складов, либо зарегистрированных дилеров.

Налоговый склад – специально определенное место, куда направляются для хранения, обработки и откуда экспортируются владельцем склада товары, находящиеся в режиме отсрочки уплаты налога. По решению компетентных органов государства – члена ЕС налоговый склад имеет особый режим функционирования.

Владелец налогового склада – физическое или юридическое лицо, получившее разрешение компетентных органов государства – члена ЕС в порядке осуществления профессиональной деятельности предъявлять, обрабатывать, хранить, получать и отправлять товары, находящиеся на складе в режиме отсрочки уплаты акциза.

Обращающиеся за получением разрешения должны убедить акцизный орган в том, что они являются подходящими лицами, что их управление складом будет облегчать осуществление официального контроля за уплатой налогов, что помещения склада надежно защищены и безопасны и что на складе существует система управленческого контроля и надзора. Выдача разрешения обычно зависит от наличия минимального уровня потенциальных обязательств по уплате акцизов со складируемых или проходящих через склад товаров, хотя здесь существуют некоторые исключения для специализированных складов (например, когда речь идет об изготовлении продовольственных товаров с использованием спирта). Финансового обеспечения в качестве условия для получения разрешения обычно не требуется.

Товары могут поступить на склад из другого государства-члена ЕС, из источника в Великобритании, на который распространяется правило о приостановке действия обязательства по уплате акцизов, или как импортный груз из страны, не входящей в ЕС. Во всех случаях держатель склада обязан удостовериться в том, что товары прибыли в целости и сохранности, учесть полученное количество и направить свидетельство о получении товара грузоотправителю, чтобы прекратить действие любой существующей по перевозке данного товара гарантии.

Все товары должны быть идентифицированы и размещены на складе таким образом, чтобы их легко можно было найти по описи имеющихся в наличии запасов, которая должна вестись и быть доступной для проверки представителями акцизного органа в любое разумное время.

Владельцам складов может быть разрешено выполнять ряд операций со спиртом, включая его розлив по бутылкам и денатурирование.

Товары могут быть вывезены со склада: для потребления внутри страны (после уплаты акцизов, 0, 0), для отправки на другой склад или на экспорт (без уплаты акцизов) или другому зарегистрированному акцизному дилеру в другой стране ЕС (в соответствии с порядком временной приостановки действия обязательства по уплате акцизов).

Акцизы уплачиваются денежным переводом в день доставки товаров для внутреннего потребления, если с акцизным органом не достигнута договоренность об отсрочке уплаты. Наличие такой договоренности позволяет налогоплательщику производить оплату причитающихся сумм по двухнедельному графику и, естественно, пользоваться в течение определенного времени кредитом. Владельцы складов, прибегающие к заключению договоренности об отсрочке, должны для этого представить гарантию.

Владелец склада несет ответственность за поступление от других складов надлежащих свидетельств о получении направленных им на эти склады грузов. Перевозка товаров с одного аккредитованного склада на другой в рамках ЕС при существующих правилах приостановки действия обязательства по уплате акцизов требует наличия удовлетворительной гарантии, покрывающей находящиеся в пути товары.

Зарегистрированный получатель (дилер) товара – физическое или юридическое лицо, не имеющее статуса владельца налогового склада, уполномоченное компетентными органами государства – члена ЕС получать в порядке профессиональной деятельности товары, облагаемые акцизом с отсрочкой в уплате, следующие из другого государства – члена ЕС. Данное лицо не может ни хранить, ни отправлять товары в режиме отсрочки уплаты акциза.

Таким образом, зарегистрированные дилеры приобретают подакцизные товары у аккредитованных владельцев «налоговых складов», широко разбросанных по всем странам ЕС. Все перевозки товаров, в отношении которых действие акцизов временно приостанавливается, должны быть покрыты гарантией.

Только аккредитованные владельцы складов могут держать у себя подакцизные товары на условиях, предусмотренных режимом временного прекращения действия обязательств по уплате акцизов. Система зарегистрированных акцизных дилеров предусматривает только получение товаров, которые были отправлены без уплаты акцизов ввиду временной приостановки их взимания из другого государства-члена ЕС. Зарегистрированный акцизный дилер обязан заплатить налоги при получении товаров. Товары, в отношении которых действие обязательства по уплате акцизов временно приостановлено, могут быть внутри ЕС отправлены только владельцам складов или зарегистрированным акцизным дилерам.

Зарегистрированному акцизному дилеру может быть разрешено действовать в качестве принципала своего собственного дела, в качестве агента, выступающего от лица других импортеров, или в качестве налогового представителя, отвечающего за уплату акцизов в Великобритании от лица торговцев из других стран ЕС. Поскольку акциз подлежит уплате при получении товаров, представления дилером финансового обеспечения в качестве условия для выдачи ему разрешения на деятельность обычно не требуется.

Оплата причитающихся с полученных товаров акцизов, которая не была произведена ввиду распространения на эти товары режима временной приостановки взимания акцизов, обычно осуществляется по системе отсрочки налоговых платежей, дающей плательщику возможность пользоваться налоговым кредитом в промежутке между двумя отчетными периодами.

Незарегистрированный получатель (дилер) товара – физическое или юридическое лицо, не обладающее статусом владельца налогового склада, но имеющее право в порядке осуществления профессиональной деятельности получать на нерегулярной основе товары, облагаемые акцизом с отсрочкой в уплате, следующие из другого государства – члена ЕС. Данное лицо также не может ни хранить, ни отправлять товары в режиме отсрочки уплаты налога. Незарегистрированный получатель должен перед отправкой товаров гарантировать уплату акцизов налоговым органам государства – члена ЕС, в которое направляется товар.

Налоговый представитель – назначается владельцем налогового склада и действует как «получатель» с обязательной регистрацией в налоговых органах государства – члена ЕС, в которое направляется товар.

В результате, зарегистрированный получатель товара в отличие от владельца налогового склада не вправе хранить и перемещать товар без уплаты акциза, а незарегистрированный получатель к тому же обязан подать перед отправкой товара декларацию в налоговые органы государства – члена ЕС, в которое направляется товар, и гарантировать уплату акцизов.

Закон ЕС предусматривает два принципа определения места возникновения налогового обязательства.

Принцип налогообложения в стране происхождения (приобретения) товара применяется, когда подакцизные товары приобретаются гражданами государств – членов ЕС для личного потребления. С тем чтобы избежать путаницы в отношении товаров, предназначенных для личного потребления и для коммерческих целей, закон устанавливает качественные и количественные показатели товара, на которые следует ориентироваться государствам при квалификации сделки купли-продажи товара. Например, сделка считается с целью личного потребления, если приобретаются сигаретные изделия – 800 штук; сигары – 200 штук; крепкие спиртные напитки – 10 л.; вино – 90 л.; пиво – 110 л. и т. д.

Принцип налогообложения в стране назначения (поставки) товара применяется относительно предпринимательской деятельности с подакцизными товарами. При этом налоговое обязательство возникает лишь тогда, когда товар поступает в торговый оборот (в сферу потребления). Если товар находится на налоговом складе или перемещается между ними, обязанности уплачивать акциз не возникает.

Директива ЕС подробно регламентирует вопросы складирования и перемещения товаров, еще не поступивших в торговый оборот. Каждое государство – член ЕС самостоятельно с учетом положений закона регулирует вопросы предъявления, обработки и хранения подакцизных товаров. Эти товары могут размещаться на налоговых складах, открытие и функционирование которых определяется решением компетентных органов государств – членов ЕС.

Перемещение подакцизных товаров, находящихся в режиме отсрочки налогового платежа, допустимо только между налоговыми складами. Риски и необходимые гарантии, связанные с этим, регулируются тем же законом. Гарантии предоставляет владелец налогового склада, отправляющий товары. Они действуют на всей территории ЕС.

Государства-члены вправе требовать гарантий со стороны получателя товаров. Получателем может быть не владелец налогового склада, а специально уполномоченное лицо (часто им является оптовый покупатель товаров для розничной перепродажи потребителям – оптовый торговец). Он вправе принимать товары в режиме отсрочки уплаты налога, но не может их хранить или осуществлять транзитные перевозки без уплаты акциза. Если перед получением товаров получатель регистрируется в налоговых органах своего государства и, таким образом, обретает статус «зарегистрированного получателя», то это возлагает на него соответствующие обязательства.

Владелец налогового склада может назначить своего представителя, который должен зарегистрироваться в налоговых органах того государства – члена ЕС, куда направляются товары. Действуя как получатель товаров, налоговый представитель должен: а) гарантировать уплату акцизов в порядке, установленном налоговыми органами государства – члена ЕС, куда направляется товар; б) уплатить при получении товаров необходимые акцизные налоги в государстве, куда прибыл товар; в) вести учет поставляемой продукции и сообщать в налоговые органы адреса поставок подакцизных товаров.

Движение любого товара, находящегося в режиме отсрочки налогового платежа, осуществляется при наличии сопроводительного документа, содержащего его описание, количественные характеристики и т.д. и оформляемого отправителем. Этот документ может быть либо административным, либо торговым. Его форма и содержание определяются в порядке, указанном в специальной статье закона. При этом если товар принимает не владелец налогового склада или зарегистрированный дилер (получатель, 0, 0), а получатель, не имеющий соответствующей регистрации, то товар должен сопровождаться дополнительным документом, содержащим гарантии надлежащей уплаты акцизов в государстве, куда направляется товар.

В случае нарушения законодательства в связи с перемещением товаров, вследствие чего возникает вопрос о необходимости уплаты налога, акциз взимается в государстве, где имело место нарушение. Уплатить его должен гарант сделки, определенный в соответствии с процедурой, предусмотренной в специальной статье закона. Это, однако, не освобождает нарушителя от юридической ответственности. Если место нарушения не может быть определено, то налоговый платеж совершается в государстве, где оно было выявлено. Если товар не достиг места назначения и невозможно определить государство, где было совершено нарушение, платеж акциза осуществляется в государстве отправки товара.

Чтобы обеспечить функционирование данной системы, государства – члены ЕС получают доступ к электронной базе данных, содержащей: а) реестр владельцев налоговых складов и зарегистрированных дилеров (получателей); б) реестр специально определенных мест, имеющих статус налогового склада. Эти реестры составляются в соответствии с требованиями закона, а содержащаяся в них информация имеет режим коммерческой тайны.

Другой составляющей порядка уплаты акцизов является система возврата уплаченных налогов. Проблема возврата налогов может возникнуть в связи с тем, что акциз был уплачен в государстве, где товар следовало передать в торговый оборот, в действительности же таким местом стала территория другого государства – члена ЕС. Возврат сумм, полученных в результате взимания налога, осуществляется в соответствии с процедурой, определяемой национальным законодательством государства – места уплаты налога, и при соблюдении специальных положений закона. Однако если требования возврата уплаченных акцизов не отвечают установленным критериям правомерности, то государства могут их отклонить.

Способы и сроки взимания акцизов определяются налоговым законодательством государства, которое не должно дискриминировать товары, привезенные из других государств – членов ЕС, в сравнении с товарами национальных производителей.

Закон предусматривает налоговые льготы в форме освобождения от акцизов товаров, предназначенных для дипломатических и консульских учреждений, международных организаций и вооруженных сил НАТО. Государства – члены ЕС могут также заключать соглашения об освобождении от акцизов с третьими странами или международными организациями. Для этого необходимо получить согласие Совета ЕС, единогласно утверждаемое по предложению Комиссии ЕС.

'

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции