01.04.2008 ИСТОРИЯ ВОДОЧНОГО» АКЦИЗА В РОССИИ
Уважаемые коллеги!
Данная статья предназначена для интересующихся эволюцией 'водочного' акциза в России.
С уважением,
Председатель Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива, при комитете по экономической политике Госдумы РФ, исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции,
М.В.Блинов.
1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги, что явилось крупным шагом в области развития местного самоуправления.
Управление «на вере» не всегда обеспечивало казне желаемый доход. Когда нужны были дополнительные деньги, приходилось отдавать алкогольную продажу в откупное содержание: частному лицу за определенную плату предоставлялось монопольное право производить и продавать алкоголь в данной местности. Кабаки отдавались на откуп отдельно каждый, на срок от одного до пяти лет, а иногда и без указания срока, пока не появлялся новый откупщик, предлагавший более выгодные для казны условия. Часто оба способа существовали рядом – одни кабаки содержались на вере, другие сдавались на откуп. Иногда один из этих способов делался преобладающим и особым законом распространялся на всю территорию государства.
Обе эти системы имели свои недостатки и, тем не менее, параллельное существование этих систем продержалось достаточно долго – до конца XVIII века. Причем преобладающей являлась система содержания казенных питейных домов «на вере», т.е. государственная монополия на торговлю алкоголем.
С 1767 г. откупная система продажи алкоголя начинает преобладать над системой продажи на вере, а с 1795 г. последняя полностью исчезает. При этом расширяются и обращают на себя внимание правительства злоупотребления откупщиков, приводившие к развитию пьянства и неуплате доходов от алкоголя.
После этого специальный правительственный Комитет приходит к выводу о необходимости казенного изготовления алкоголя, продаваемого откупщиками, справедливо усматривая в предоставленном откупщикам праве закупать за свой счет на частных заводах хотя бы некоторую часть вина главную причину несоответствия между количеством алкоголя, заявленным ими в отчетах и действительно ими проданным населению.
По оценкам некоторых экономистов середины XIX в. при откупной сумме около 130 млн. руб., что составляло около 30 % общей суммы государственных доходов, ежегодный доход откупщиков составлял около 600 млн. рублей. Эти цифры дают представление о масштабах утаивания средств в этой области, причем всех откупщиков, управлявших алкогольным делом среди 70-ти миллионного населения России, в 1859 – 1863 г. насчитывалось двести шестнадцать человек. И даже при таком, в общем-то, небольшом, числе так называемых налогоплательщиков было сложно организовать необходимый уровень контроля. Во многом это объяснялось тем, что, по свидетельству очевидцев, «взяв откуп, откупщик, прежде всего старался задобрить чиновников, и одних угощал пирами, другим, в виде жалования, в известное время высылал деньги и водку», т.е. тем, что в настоящее время назвали бы коррупцией. Силу коррупционных связей показывает то, что откупщики до последнего момента введения акцизной системы не могли поверить, что откупа прекратятся.
Уничтожение откупов и переход на взимание акцизов с производителей алкоголя несомненно повышали уровень контрольной работы, предоставляли дополнительные инспекционные возможности контролирующим органам.
Наряду с непосредственной работой контролирующих органов первостепенную важность имеют финансово-экономические условия, создаваемые государством в этой сфере. Например, появление у откупщиков недоимок, вызванное случайными, стихийными бедствиями, привело к тому, что государство разработало правила предоставления рассрочек платежей. К чему это привело можно узнать из воспоминаний очевидцев того времени. По их описанию, как правило, недоимки «были сложены со счетов по безнадежности их поступления или погашены откупщиками на особо льготных условиях – иногда менее чем в половинной сумме. Последнее же практиковалось, по-видимому, довольно часто, причем откупщиками был выработан даже особый прием для того, чтобы рассчитаться с казной, заплатив ей возможно меньше. Прием заключался в том, что откупщик, накопивший недоимки, обращался с просьбой о ее рассрочке на более или менее продолжительное время. Ходатайство обычно удовлетворялось, и недоимка рассрочивалась на 10, 12 и до 20 лет с наличием льготного срока и разбивкой на равные части, которые откупщик обязывался вносить каждый год без процентов на рассроченную сумму. Но при этом вводилось условие, что если откупщик пожелает внести всю недоимку или ее часть ранее назначенных льготных сроков, то эта уплата принималась с учетом, исходя из 6 % годовых. Получив на таких условиях рассрочку, откупщик старался внести всю недоимку сполна и таким образом рассчитывался с казной всего несколькими копейками за рубль». Более того, тот же источник свидетельствует, что «при возможности подобных комбинаций, каждый откупщик, а иногда даже и такой, у которого дела идут самым лучшим образом, считал обязанностью к истечению срока владения своим откупом накопить недоимку, дабы, оставаясь верным началам откупной системы, закончить дело выгодной аферой».
В результате взамен откупов в губерниях с большими недоимками по алкогольным сборам была сначала введена система «акцизно-откупного комиссионерства», а затем – уже в 1860 г. – были утверждены основные положения акцизной системы налогообложения алкогольного производства. В 1861 г. вышло положение, в подробностях определившее организацию местного акцизного управления. В каждой губернии или области (при небольшом числе заводов – в нескольких соседних губерниях) было учреждено губернское акцизное управление, непосредственно подчиненное Министерству финансов, а в уездах (в одном или нескольких) – подчиненные окружные акцизные управления.
С 1863 г. во всех губерниях устанавливается акциз со спирта, вина и других крепких напитков и патентный сбор со всех заводов и питейных заведений. Акциз вводится: на спирт и вино, произведенные из зерна, картофеля и других продуктов; на водки, изготавливаемые из российских виноградных вин, винограда, фруктов, сахарных и свекловичных остатков; на портер, пиво, полпиво всех сортов; на мед, брагу и сусло, изготавливаемые в заводских условиях. Освобождаются от платежа акцизов: спиртные напитки, вывозимые за границу; спирт, используемый на фабриках по производству осветительной жидкости; все напитки и изделия, изготовленные из спирта и вина, оплаченных акцизом; уксус и медовый квас. Акцизы вводятся единые во всех губерниях, рассчитываются ежегодно с того количества вина, которое должно быть изготовлено на винокуренном заводе в соответствии с его производственной мощностью, временем производства и качеством сырья, и взимаются по мере продажи вина заводом. Для каждого вида сырья устанавливается соответствующая норма выхода спирта.
Оптовая и розничная продажа алкоголя на вынос и в розлив осуществляется свободно по любым ценам. Вино и спирт приобретают сами торговцы на винокуренных заводах, на оптовых складах или в казенных магазинах с соблюдением необходимых санитарных правил.
При этом особое внимание уделялось организации системы контроля. «Спирт и вино, вырабатываемые из зерна, картофеля и других припасов, оплачивались акцизом на заводах при выпуске этих напитков из заводских подвалов в продажу. Поэтому необходимо было установить такие правила, которые давали бы учреждениям, наблюдавшим за поступлением акциза, т.е. чинам вновь образованных акцизных управлений, возможность следить за производством винокурения и знать в точности, сколько спирта выкурено и сколько выпущено». Сначала обе эти цели достигались посредством личного надзора чиновниками акцизного ведомства, но затем были введены дополнительные правила, одним из которых и наиболее действенным являлось установление норм выхода спирта из разных видов сырья. Это количество было определено законом, и производители спирта были обязаны уплачивать с него акциз, даже если в действительности у них получилось меньше спирта, чем полагалось по норме.
Другим, не менее важным, способом контроля над количеством произведенного спирта была обязательная установка на заводах спиртоизмерительных приборов на выходе из перегонного аппарата. При этом количество и крепость спирта измерялись автоматически. Такие контрольные приборы впервые были применены в конце 60-х годов XIX в., а затем к концу 1870-х годов они были установлены на всех заводах, причем показание контрольного прибора получало решающее значение при учете произведенного спирта.
Усложняющаяся налоговая система требовала реформ в области контроля и создания соответствующих административных учреждений. До 1861 г. взиманием податей с государственных крестьян занимались выборные земские власти. В поместьях, вотчинах ответственными за уплату налогов были приказчики. Деньги доставляли в уездный город в земскую, посадскую или уездную избу. Некоторые общины согласно жалованным грамотам доставляли собранные налоги прямо в столицу.
В 1880-е годы создаются губернские и уездные податные присутствия. На податных инспекторов возлагаются следующие обязанности: наблюдение за правильностью торговли, участие в качестве чиновников Казенных палат в генеральных проверках торговли, председательствование в уездных податных присутствиях, образуемых для раскладки дополнительного сбора с торговли и промыслов, содействие Казенным палатам по выявлению ценности и доходности имуществ, исполнение поручений Казенных палат, исполнение других обязанностей, возложенных законом.
Этот период характеризуется стабильно высокой ролью доходов от алкоголя в общих доходах государства [68]. Доля доходов от алкоголя во всех налоговых доходах поднялась с 24 % в начале XIX в. до более чем 30 % в его середине (см. табл. 1 приложения 4 и рис. 1.10).
К 1888 г. прошло 25 лет со времени введения акцизной системы. В этот период доля доходов от продажи алкоголя в общих поступлениях по налогам колебалась от 30 до 36 %. В конце восьмидесятых годов производство спирта сосредоточилось на небольшом числе крупных заводов, причем спиртовая промышленность утратила присущий ей сельскохозяйственный характер и приобрела все свойства «торгового промысла» (промышленного производства).
При введении акцизной системы, число питейных заведений не было ограничено, и торговля алкоголем вскоре приняла нежелательное направление, способствуя развитию в народе пьянства. Кроме того, в России потреблялась почти исключительно неочищенная водка, содержащая значительное количество высших спиртов (так называемых сивушных масел, 0, 0), как известно, крайне вредных для здоровья. Поэтому встал на очередь вопрос об упорядочении торговли алкоголем.
Мысль о замене акцизной системы казенной винной монополией возникла в Министерстве финансов еще в 1860-х годах. Однако, осуществление этого проекта выпало на долю Министра финансов С.Ю. Витте, который в докладе по этому вопросу изложил следующее: «Извлекаемый казной доход от алкоголя, хотя и превышает вдвое получавшийся в первые годы введения акцизной системы, тем не менее, под влиянием сложившихся условий питейного дела, представляется недостаточным, по сравнению с суммами, затрачиваемыми населением на вино. Главная причина этого в том, что торговля вином находится всецело в руках частных лиц, которые извлекают в свою пользу большие доходы как чрезмерным повышением цен на вино, так и путем эксплуатации населения. Кроме того, виноторговцы, побуждаемые личной выгодой, поддерживают пагубную страсть народа к неумеренному употреблению напитков и тем парализуют все принимаемые правительством меры к уменьшению пьянства».
После этого в 1894 г. утверждается общее положение о казенной продаже алкоголя. Монополия касается собственно продажи питей. Винокурение и другое производство напитков предоставлены частникам, а сама казна приобретает спирт от них по ценам, определяемым Министром финансов в зависимости от местных условий винокуренного производства.
Заведование казенной продажей питей возлагается на акцизное управление Министерства финансов, а заведование казенными местами хранения, очистки, розлива и продажи – на лиц, нанимаемых по договору. От губернатора, по соглашению с управляющим акцизными сборами, зависит закрытие частных питейных заведений и лишение их права монопольной продажи напитков в случае несоблюдения правил, установленных для питейной торговли.
Ввоз частными лицами для собственного потребления указанных напитков извне разрешается лишь не более 1/10 ведра (1,2 л.).
Казенная продажа алкоголя, введенная в 1895 г. в виде эксперимента в нескольких губерниях, была постепенно распространена к началу ХХ в. на всю европейскую часть России и Западную Сибирь, а в 1904 г. была введена и в Восточной Сибири, при этом акцизы на спирт и хлебное вино (водку) были фактически отменены [139].
Сравнение поступлений доходов от алкоголя в первый и в последний годы действия акцизной системы (1863 г. и 1900 г., 0, 0), показывает, что в 1863 г. поступило 130,5 млн. руб., а в 1900 г. – 435 млн. руб. Таким образом, доход увеличился более, чем в 3 раза. За то же время акциз со спирта был повышен с 4 до 10 коп. т.е. ровно в два с половиной раза. Причем питейный налог, приходящийся на душу населения, увеличился только с 1 руб. 50 коп. до 2 руб. 35 коп. или более чем в полтора раза; следовательно, потребление крепких напитков за эти 37 лет уменьшилось почти на 40 %.
Финансовые результаты казенной продажи питей за 1904 – 1913 гг. характеризуются данными, приведенными в табл. 1 приложения 4 и проиллюстрированы на рис. 1.11.
Анализ этих данных показывает повышение валового дохода, которое объясняется в основном ростом потребления алкоголя в соответствии с ростом населения в зоне действия казенной монополии, а также повышением продажных цен на алкогольные напитки.
Период Первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны характеризуется тяжелым финансово-экономическим положением страны: высокой инфляцией, падением доходов по всем статьям, разрушениями от военных действий, а также полным запретом на производство спирта и алкоголя вплоть до 1922 г..
После Великой Октябрьской Социалистической революции к концу 1918 г. вместо ранее действовавших акцизов вводятся прямые начисления на цены товаров. Натурализация хозяйства при резком сокращении товарооборота и огромном обесценении денег привела к значительному снижению финансовой эффективности налоговых форм поступления доходов в бюджет. В связи с натурализацией и централизацией процесса распределения как промышленной продукции, так и собранной путем продразверстки сельскохозяйственной продукции все национализированные предприятия были поставлены в условия сметно-бюджетного режима. Это означало, что национализированные предприятия должны были снабжаться сырьем и материалами в централизованном порядке и финансироваться по сметам из бюджета, вся их продукция поступать в распоряжение распределительных органов; денежная же оплата за эту продукцию – в государственный бюджет.
В марте 1921 г. был осуществлен переход к новой экономической политике (НЭП) (замена продразверстки продовольственным налогом, развитие товарообменных отношений, частной торговли, денационализация мелких предприятий). В стране возник частный капитал, и налоги на него должны были явиться дополнительным источником доходов бюджета.
В 1921 г. вводятся акцизы на табачные изделия, курительную бумагу; в 1922 г. – на нефтепродукты, пиво, мед, квас, соль, сахар, чай, кофе; в 1923 г. – на текстильные изделия.
С 1922 г. было восстановлено взимание акцизов на спирт и алкогольную продукцию (введены условия уплаты, действовавшие до Первой мировой войны). Их уплата осуществлялась в местах производства, а при ввозе из-за границы – при выпуске товаров из таможни.
Производство спирта разрешалось только на зарегистрированных в Губернских финансовых отделах спиртовых заводах и могло производиться только как разовая операция после получения соответствующего разрешения («свидетельства на винокурение»).
Ставки акцизов устанавливаются с градуса абсолютного алкоголя дифференцированными в зависимости от вида, крепости и дальнейшего использования алкогольной продукции. Начисление акциза осуществляется с момента выпуска продукции из мест производства, при этом выпуск спирта с завода разрешался только после предварительной уплаты акциза.
Государственным и кооперативным предприятиям, в целях приближения момента уплаты акцизов к моменту реализации продукции, предоставлено право перекладывать обязанность уплаты на принадлежащие им места хранения – на базисные и оптовые склады.
Для обеспечения возможности проверки правильности учета производства не только для фискальных, но и для хозяйственных целей необходимо, чтобы было возможно в любое время, без остановки производства определить наличие сырья и готовой продукции, хранящейся на складе. Для этого было введено требование, чтобы на каждом предприятии они хранились отдельно, в определенном порядке и не в помещении для производства. Поэтому действующими в то время акцизными правилами предусматривались следующие обязательные отдельные помещения на производственных предприятиях: 1) для хранения подлежащих учету сырья и материалов, предназначенных для производства; 2) для производства или переработки изделий; 3) для хранения готовых изделий.
Все места изготовления и переработки подакцизных товаров должны быть заблаговременно, до начала работ, зарегистрированы у местного инспектора по косвенным налогам (косинспектора). Изготовление подакцизных изделий в незарегистрированных местах признавалось подпольным производством с сокрытием от уплаты акцизов и преследовалось в уголовном порядке.
Порядок регистрации состоял в следующем. Администрация предприятия подавала участковому косинспектору учредительные документы и письменное заявление с указанием: наименования и местонахождения предприятия, предполагаемых размеров годового производства, местонахождения помещения для жилья агенту косинспекции, если таковое отводится на территории предприятия, и помещения, отводимого для занятий косинспекции.
Места хранения подакцизных изделий подлежали такой же регистрации, как и места изготовления подакцизных товаров. Администрация каждого производственного предприятия была обязана уведомить местного инспектора об ответственном по предприятию лице и его заместителе, а также уведомлять о переходе предприятия от одного владельца к другому, о сдаче предприятия в аренду с указанием срока окончания аренды, а также о перемене ответственного лица и о закрытии предприятия.
Все изделия, по мере выработки их на предприятиях, должны были учитываться. И с этого момента изделие становилось подакцизным продуктом, а предприятие ответственным за уплату акциза, иначе оно должно было доказать, что подакцизный продукт не поступил в потребление (естественные убыли и другие случаи утраты).
В некоторых случаях, например, в пивоваренном производстве, где уплата акциза производилась по количеству использованного в заторы солода, моментом учета являлось взвешивание солода перед употреблением его в производство.
До начала изготовления продукции администрацией завода в контролирующие органы передавалось письменное заявление, в котором указывались подробные данные о порядке, способе, продолжительности работ и количестве предполагаемой к выработке продукции.
Это заявление, зарегистрированное агентом косинспекции, служило свидетельством на право ведения работ, которые должны были соответствовать заявленным условиям. В случае необходимости отступления от условий свидетельства (поломка машин, отсутствие сырья и т. п.) администрация обязана сделать отметку в учетных книгах и уведомить местного агента косналога, который при первом же посещении путем опроса рабочих и служащих производил проверку записи.
Были установлены нормы выхода для фруктово-виноградного спиртопроизводства, осуществлявшегося без контрольно-измерительных приборов.
Также были введены стандартные объемы используемой тары для розлива алкогольной продукции, которые значительно облегчают учет производства и надзор за начислением и уплатой акцизов. Администрация заводов была обязана предъявлять агенту косинспекции, наблюдавшему за данным производственным предприятием, перечень предполагаемых к использованию бутылок для вырабатываемой продукции с приложением их образцов, который заверялся и хранился на предприятии.
Одновременно с восстановлением акцизной системы было введено обязательное «обандероливание» (маркировка) подакцизных товаров, которые могут отпускаться из мест производства и обращаться в торговле только в маркированном виде. Маркировка преследует две цели: она гарантирует от подделки или подмены продукции и служит признаком легального происхождения маркированного товара.
Бандероли представляли собой узкие бумажные полоски различных цветов с соответствующими надписями, с изображением на концах знаков государственного герба и изготавливались фабрикой государственных знаков (Гознак).
Во времена НЭПа при введении бандерольной системы планировали постепенно восстановить дореволюционный порядок уплаты акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркированию, по которому марка служила не только знаком легального происхождения товара, но и свидетельством уплаты акциза.
В случае недостачи бандеролей агенты косинспекции обязаны были безотлагательно производить расследование. Помимо привлечения к ответственности в судебном или административном порядке, к производственным предприятиям предъявлялось требование об уплате за утраченные марки полной суммы акциза, который мог бы быть получен с подакцизных товаров, подлежащих маркированию.
Кроме того, агенты косинспекции должны были наблюдать за тем, чтобы на этих предприятиях соблюдались все требования, предусмотренные соответствующими инструкциями. При этом на косинспекцию возлагались следующие обязанности: присутствовать при приемке сырья, следить за правильностью расходования акцизных бандеролей и своевременностью заштемпелевания их и записью по книгам; наблюдать за точным учетом производства подакцизных товаров; наблюдать за тем, чтобы предприятие не выпускало подакцизные товары, предварительно не учтенные и не записанные в учетные книги, без соответствующих документов; наблюдать за правильностью составления провозных документов; проверять суммы начисленного акциза; возможно чаще проверять документы и книги, не допуская накопления непроверенных документов и записей в книгах; следить за правильностью переноса остатков по книгам; сличать с книгами отчетные ведомости, удостоверять правильность их составления своей подписью и следить за своевременным представлением их в губ(окр)фо; следить за своевременной оплатой акцизов; наблюдать за сохранностью знаков обеспечения (пломб, 0, 0), налагаемых агентами косинспекции; следить за исправностью контрольно-измерительных приборов.
Значение косвенных налогов определялось директивой XI съезда партии в первую очередь как метода обеспечения бюджетных доходов. Через акцизы государство заранее определяло свою долю в цене подакцизной продукции, влияло на движение цен и независимо от доходности предприятия получало необходимые для бюджета ресурсы. Акциз по мере развития плановости в ценообразовании превращался в плановую наценку на себестоимость продукции.
Наиболее существенным мероприятием по упрощению системы налогообложения промышленной продукции явилась централизация начислений и взимания акцизов для всех государственных предприятий.
Между системой централизованного распределения промышленной продукции и децентрализованного налогообложения существовало противоречие. При централизованном распределении со склада главка контроль над выпуском продукции на каждом предприятии являлся излишним; не было необходимости производить оклейку бандеролью штучных изделий и контролировать уплату акцизов. Взамен этого целесообразнее было установить систему начислений на цену выпускаемых продуктов и взимать эти начисления непосредственно на складах органов Наркомпрода, куда поступала продукция. Это мероприятие давало экономию в затратах на содержание налогового аппарата и упрощало учет. Для такой централизации взимания налогов необходимо было отойти от применявшихся при акцизном обложении потоварных ставок и пересмотреть систему цен с таким расчетом, чтобы включить в цену необходимую бюджету сумму налога.
Вопрос о централизованном порядке взимания акцизов возник еще в 1926 году. В качестве опыта метод централизованного обложения был применен в этом же году для двух отраслей с централизованным сбытом – Резинотреста и Нефтесиндиката. С 1 октября 1926 г. такой порядок был распространен на две другие отрасли, также с централизованным сбытом, – Центроспирт и Сахаротрест.
Опыт дал положительные результаты в отношении экономии расходов по взиманию налога. Поэтому с 1 октября 1928 г. метод централизованного обложения акцизами промышленной продукции был распространен на все отрасли промышленности с централизованным сбытом. Расходы по взиманию акцизов в 1925/26 г. составляли 1,53 % их суммы, а после централизации они сократились до 0,5 – 0,6 %.
Доходы бюджета от акцизов в период индустриализации страны возрастали темпами, близкими к темпу роста объемов выпуска валовой продукции промышленности. За эти годы они повысились почти втрое. На этот рост оказали влияние не только увеличение выпуска и реализации подакцизных товаров, но и ставки акцизов. При этом удельный вес поступлений от акцизов на предметы широкого потребления, несмотря на их абсолютный рост, падал, а на предметы роскоши – повышался.
В этот период поступления в бюджет от «пищевкусовой» отрасли составляли примерно 56 % от всех наблюдаемых платежей по промышленности, внутри пищевкусовой отрасли акцизы приносили около 87 %, из которых 69 % составляли акцизы на спирт и спиртные напитки.
Однако, рассматривая в целом доходную часть бюджета, следует отметить наличие отдельных неналоговых доходов, по экономическому содержанию являвшихся результатом деятельности государственных предприятий и организаций, предоставления в платное пользование государственных имуществ или их продажи, а также оказания всякого рода услуг со стороны государственных органов. Все эти доходы не содержали в себе тех элементов, которые характеризуют налог: объект обложения, плательщик, безвозмездное обязательное изъятие, определенный срок платежа.
Например, такие поступления с 1925/26 г. по 1929/30 г. возросли с 2067,1 млн. руб. до 5422,4 млн. рублей. В них большой удельный вес занимали эксплуатационные доходы железнодорожного транспорта (в 1925/26 г. – 67,1 %, в 1929/30 г. – 56,8 %, 0, 0), которые обычно в официальной статистике не показывались. Чтобы учесть это при анализе роли акцизов целесообразно рассматривать их долю в доходах бюджета, получаемых от всех источников.
Поступления доходов в бюджет за этот период приведены в табл. 2 приложения 4, а доля доходов от алкоголя показана на рис. 1.12.
Анализ этих данных показывает тенденцию увеличения доли акцизов на алкоголь в общих доходах бюджета. Это объясняется прежде всего политикой цен в восстановительный период, направленной на неуклонное их снижение на предметы массового потребления и повышение на предметы не первой необходимости.
Таким образом, в годы НЭПа акцизы на алкогольные напитки обеспечивали до 14 % всех доходов государства.
Завершение социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, вступление в период стабильного развития, совершенствование хозяйственного механизма, улучшение контроля, а также увеличение благосостояния граждан характеризуют начало нового этапа.
С 1930 г. в стране начинается «социалистическое наступление по всему хозяйственному фронту». Проводится налоговая реформа. Все разнообразные платежи сводятся к двум основным: налогу с оборота и отчислениям от прибылей для государственных предприятий и налогу с оборота и подоходному налогу – для кооперативных.
По положению о налоге с оборота от 2 сентября 1930 г. было установлено 46 ставок налога в соответствии с количеством отраслевых объединений промышленности того времени.
Особой формой налога с оборота являлись бюджетные разницы, т. е. платежи не по твердой процентной ставке к отпускной цене, а в виде разницы между розничной ценой без торговой надбавки и отпускной ценой без налога с оборота, либо между розничной ценой товара и отпускной ценой для торгующей организации.
В первые месяцы после реформы налог уплачивался по каждой отдельной операции при предъявлении учреждению Госбанка счета-фактуры на проданный товар. При этом осуществлялось автоматическое перечисление банком соответствующих сумм со счета покупателя товара на счет бюджета. Постановлением СНК СССР от 3 мая 1931 г. этот автоматизм был устранен: «Налог с оборота уплачивается ежемесячными взносами 25-го числа каждого месяца. Размер месячных взносов в счет оклада текущего года определяется по фактическому обороту за прошлый месяц. Одновременно с уплатой налога плательщик представляет соответствующему финансовому органу расчет, на основании которого исчислена вносимая сумма.
Если плательщик имеет контокоррентный счет в Государственном банке, налог уплачивается путем перечисления по его приказу с его счета на счет государственного бюджета.»
Наркомфину СССР предоставлялось право устанавливать для отдельных плательщиков не один, а несколько сроков уплаты. Сначала были установлены три, а затем четыре срока платежей в месяц, а для крупнейших плательщиков – ежедневно.
Большой недостаток первого этапа налоговой реформы заключался в отрыве налога с оборота от конкретных товарных цен: он взимался как отчисления от всего оборота в целом.
Это находилось в противоречии с системой ценообразования. Плановые цены при больших различиях в себестоимости отдельных видов продукции не могли включать в форме налога с оборота одинаковую долю наценки на себестоимость, так как это приводило к различной рентабельности производства. Кроме того, цена одного и того же товара, если он производился двумя отдельными объединениями, содержала неравную долю налога, в связи с чем организации получали различную прибыль. В результате многие предприятия и объединения нарушали плановый ассортимент. Чтобы устранить это положение, СНК СССР 19 декабря 1931 г. принял решение об установлении ставок налога не вообще ко всему обороту объединения, а по группам товаров и в ряде случаев – по отдельным видам товаров. Потоварные ставки налога устанавливались с учетом уровня себестоимости отдельных товаров и их отпускных цен, что способствовало выравниванию рентабельности предприятий. Базой налогообложения была полная отпускная цена, включавшая налог с оборота.
Этим же постановлением количество ставок налога было увеличено до 143. В дальнейшем в связи с разукрупнением объединений, вводом в эксплуатацию новых предприятий и расширением ассортимента товаров ставки были дифференцированы еще больше.
В 1931 г. совершен переход от централизованного порядка уплаты налога отраслевыми объединениями к децентрализованному. Плательщиками налога стали предприятия, производящие или изготавливающие продукцию и сбывающие ее за пределы своей системы.
Новый порядок имел большое значение, так как местным финансовым органам предоставлялась возможность осуществлять контроль за выполнением плана поступлений налога, а, следовательно, и за выполнением планов производства и реализации продукции. Такой порядок способствовал укреплению системы местных бюджетов, поскольку поступления налога по месту сбыта товаров обеспечивали равномерное его распределение в соответствии с населенностью территорий. Это в свою очередь ставило местные бюджеты в зависимость от качества работы местных финансовых органов по выполнению плана бюджетных доходов.
Количество ставок к середине 1933 г. достигло 413. Они дифференцировались в соответствии с разделением продукции промышленности на средства производства и средства потребления. Предприятия промысловой кооперации по сравнению с государственными имели худшую материальную базу, и ставки для них устанавливались на более низком уровне.
Чрезмерная множественность ставок (разница в ценах – та же ставка) препятствовала организационно-техническому упрощению системы отчислений налога с оборота и являлась существенным недостатком. Причем это была проблема не столько финансовой техники, сколько экономическая, когда обоснованием множественности являлась необходимость выравнивания рентабельности, непосредственно влияющей на стимулирование выпуска широкого ассортимента продукции.
Значительные изменения в системе построения налога с оборота произошли в 1949 г. в связи с задачей укрепления хозяйственного расчета и создания условий для рентабельной работы предприятий. Вместо потоварных ставок налога и ставок на группу товаров для государственной союзной и республиканской промышленности был установлен порядок изъятия налога с оборота методом разниц в ценах.
Таким образом, на этапе социалистического пути развития страны взаимоотношения хозяйства с бюджетной системой складывались, прежде всего, по линии целесообразного использования денежных накоплений на общегосударственные потребности. Вопрос о том, в какой доле они должны изыматься в бюджет, определялся их величиной и задачами, стоящими перед бюджетом. Форма изъятия носила комплексный характер в виде сочетания налога с оборота и элементов ценообразования.
Продукты труда, предназначенные для личного потребления, при социализме были предметами купли-продажи, т. е. товарами, имеющими цену. Средства производства в СССР во внутриэкономическом обороте не являлись товарами по существу и распределялись между предприятиями по планам материально-технического снабжения.
По оптовым ценам одни предприятия продавали средства производства другим и предметы потребления сбытовым организациям. Государственная торгующая сеть реализовывала товары по розничным ценам, утвержденным правительством. Розничные цены на некоторые товары, в основном легкой и пищевой промышленности, были установлены на уровне, превышавшем размер оптовых цен предприятия и издержек обращения. Это превышение представляло собой часть стоимости продукта, заранее определенную в качестве бюджетного дохода, поступавшего в форме налога с оборота. Наибольший удельный вес этого налога имел место в цене товаров легкой и пищевой промышленности, и незначительный – в цене продукции отраслей тяжелой промышленности.
Отчисление доходов по обороту способствовало не только своевременному их перераспределению, но и систематическому контролю за их образованием и использованием. Однако, в некоторых отраслях хозяйства при социализме этого не требовалось, что было связано с особыми условиями функционирования этих отраслей.
Например, на железнодорожном транспорте все накопление, реализуемое в составе оптовой цены предприятия и в составе транспортных тарифов, имело форму прибыли, и обложение по обороту здесь не применялось. Объединение всех железных дорог в единый хозяйственный организм, использование основной массы доходов транспорта на капитальные вложения позволяло осуществлять необходимое перераспределение средств между отдельными дорогами в виде централизованного регулирования со стороны министерства. Бюджетное вмешательство ограничивалось изъятием части накоплений посредством отчислений от прибыли, а финансовый контроль заключался в проверке финансовыми органами планов и их выполнения.
Аналогичное положение имело место на водном транспорте, в учреждениях связи и коммунальных предприятиях.
Тот факт, что от платежей по обороту были освобождены такие разнородные отрасли, как тяжелая промышленность, транспорт, связь и коммунальное хозяйство объясняется некоторыми существенными общими экономическими предпосылками и специфическими условиями. Характерным являлось то, что во всех этих сферах материального производства не создавались товары народного потребления, а в составе себестоимости часто отсутствовали затраты на сырье. Следовательно, накопления в этих отраслях не содержали каких-либо крупных сумм, перемещенных из других отраслей посредством низких цен на средства производства, и здесь не образовывалось таких объемов накоплений, которые наблюдались, например, в пищевой и текстильной промышленности. Тем не менее, у отдельных предприятий тяжелой промышленности, транспорта, связи или коммунального хозяйства часто появлялись значительные суммы. Однако и в этих случаях перераспределение осуществлялось без введения налога с оборота, когда более целесообразным был выбор иных путей регулирования рентабельности каждого предприятия.
Таким образом, планирование объемов производства, товарооборота, себестоимости и цен позволяло сконцентрировать значительную долю накоплений в промышленности, производящей товары массового потребления, и в заготовительных организациях, которые главным образом и отчисляли доходы по обороту. Также это способствовало практической реализации принципа однократности изъятия средств во всех отраслях, привлеченных к уплате соответствующих сумм.
Следует отметить, что в советской экономической литературе в течение пятидесяти лет вообще отрицалось функционирование в нашей стране косвенного налогообложения. Это утверждение достаточно обосновано – в рамках единой государственной собственности на предприятия, а, следовательно, и на доходы от их деятельности, не могло быть налогообложения, было прямое изъятие части денежных средств в пользу государства при торговых операциях в форме налога с оборота.
Этиловый спирт на этапе социалистического развития страны считался стратегическим сырьем и отпускался организациям и предприятиям, использующим его на производственные, технические, медицинские и прочие цели, строго по фондам, устанавливаемым Правительством СССР.
Предприятия Главспирта вырабатывали и продавали водку, водочные изделия, ликеры и денатурированный спирт. Основным сырьем для изготовления этих изделий являлся хлебокартофельный спирт, который поступал на ликероводочные заводы с винокуренных заводов Главспирта по цене предприятия. Плательщиками сумм, отчисляемых по обороту при реализации готовой продукции, являлись предприятия Главспирта и Главвина. Доход бюджета определялся методом разницы в ценах за вычетом скидок и зачислялся по каждому счету филиалами Госбанка в бюджет в месте оплаты этого счета. При оплате счетов по аккредитивам бюджетный доход также перечислялся по месту нахождения покупателя.
При налогообложении алкогольной продукции основой было то, что 70 – 80 % от розничной цены должно было изыматься в бюджет по месту нахождения промышленных предприятий на третий день по совершении оборота.
Вырабатываемые предприятиями спиртовой и ликероводочной промышленности спирт, водка и ликероводочные изделия не облагались налогом с оборота при отпуске по оптовым ценам в следующих случаях:
– при передаче этой продукции внутри системы Минпищепрома СССР;
– при отпуске внешнеторговым и другим (кроме кооперативных) организациям для экспорта, а также организациям Главного управления государственных материальных резервов при Совете Министров СССР;
– при отпуске спирта-сырца, спирта-ректификата и спирта-денатурата для промышленной переработки, промышленного использования и на технические цели по утвержденным фондам;
– при отпуске продукции, на которую установлены только оптовые цены без налога с оборота (ацетон, бутанол и др.).
Следует отметить, что в условиях национализированной промышленности, состоящей на сметно-бюджетном финансировании, плановых устанавливаемых правительством розничных цен практически на все товары доля доходов от алкоголя в налоговых доходах бюджета СССР являлась номинально высокой. При этом следует учесть, что во взаимоотношениях бюджета с организациями транспорта и связи их доходы (начиная с 1932 г. – по транспорту, а с 1933 г. – по связи) не включались в бюджет; в доходной части бюджета отражалось лишь превышение доходов над эксплуатационными расходами. Причем поступления в бюджет от деятельности железнодорожного транспорта в 1929/30 бюджетном году были соизмеримы с поступлениями от всех косвенных налогов. С 1934 г. чистые доходы транспорта стали показываться в доходах бюджета лишь в размере 50 %. В этих условиях поступления налога от оборота алкоголя практически не могли отражать фактического состояния дел по влиянию производства и оборота алкогольной продукции на развитие народного хозяйства и бюджет страны. Более показательным с этой точки зрения может являться значение доли доходов от оборота алкогольной продукции в общей величине доходов бюджета от всех источников.
Данные по поступлениям доходов в бюджет СССР от алкогольной продукции за период с 1931 г. по 1991 г. приведены в табл. 3 приложения 4, а доля доходов от алкоголя в общей величине доходов бюджета СССР за 1930 – 1990 годы показана на рис. 1.13.
Рассматриваемый период времени характеризовался стабильно высокой долей налога с оборота от алкогольной отрасли в общих поступлениях доходов бюджета СССР. Однако, значения этого показателя имели тенденцию постепенного снижения, что могло быть связано с тем, что с 1930-х годов начинается этап стабильного планомерного развития, совершенствования и преобразования к современному виду всех отраслей промышленности. Это привело к уменьшению доходообразующей роли спиртовой и ликероводочной промышленности, которая получила достаточно высокий уровень развития в 1930-х годах и в дальнейшем незначительно (по сравнению с другими отраслями промышленности) увеличивала объемы выпускаемой продукции: выработка спирта-ректификата в 1940 г. составляла 56,0 млн. дал в год, а в 1960 г. – 76,4 млн. дал.
Анализ представленных в приложении 4 данных показывает, что в 1984 г. – последнем стабильном году перед началом «антиалкогольной» кампании, когда был учтен каждый литр произведенного алкоголя, – 115 ликероводочными заводами Российской Федерации при установленной мощности на начало года 220 млн. дал в год было произведено 196 млн. дал водки и ЛВИ, что соответствовало загрузке мощностей на 89 %. При этом в структуре потребления крепкие напитки составляли 56 %. При населении России 143,1 млн. человек это соответствовало производству 13,6 л. водки и ЛВИ на одного человека в год. Можно считать, что этот объем производства полностью удовлетворял имевшиеся потребности населения в крепких алкогольных напитках и его можно считать базовым для оценки отклонений от реального производства водки и ЛВИ в промышленных масштабах и душевого потребления.
' |