03 мая 2024 Алкогольный портал союза производителей алкогольной продукции






 
 

Адрес:
121170, г.Москва,
Кутузовский пр-т, д.34, корп.21а, оф.601
тел./факс (495) 726-84-88
E-mail: info@spap.ru



 
 
 
 
 
 
 
 

Органы власти


 
 
 
 
 

  
 
 
 

Аналитика

 

01.04.2008 Решение Верховного Суда РФ по делу №ГКПИ07-1425

                          ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва                                                                                                 6 марта 2008 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации                     Зайцева В.Ю.,

при секретаре                                 Степанищеве А.В.,

с участием прокурора                      Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мускат-12» о признании частично недействующим пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. № 727,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1998 г. № 727 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции (далее - Положение).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Лицензия выдается на платной основе. Передача лицензии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются.

ООО «Мускат-12» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании третьего предложения пункта 3 Положения недействующим в части слов «и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются».В заявлении указано, что ООО «Мускат-12» имеет лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции.

Кроме того, общество намерено получить лицензию на хранение алкогольной продукции для того, чтобы оказывать платные услуги по хранению алкогольной продукции другим юридическим лицам, имеющим лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции и лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Однако оспариваемым предписанием Положения в нарушение статей 18 и 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и статей 1 и 886 Гражданского кодекса Российской Федерации введен запрет на оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам, в результате чего заявитель лишается возможности оказания услуг по хранению алкогольной продукции другим юридическим лицам, которые имеют лицензии на закупки, хранение и поставки алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В судебном заседании представители ООО «Мускат-12» Ткачеуко СП. и Гусев К.Н. поддержали доводы заявления и просили о его удовлетворении, ссылаясь также на то, что Положение в оспариваемой части противоречит пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Представители Правительства Российской Федерации Ковпак СВ., Королева И.Б. и Макаров Д.А. требование заявителя не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление ООО «Мускат-12» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения(л ицензии).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Закон).

Статьей 11 Закона предусмотрены особые требования к производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, включая требование о том, что производство и оборот такой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий. При этом в силу подпункта 1 б статьи 2 Закона понятие «оборот» включает в себя закупку (в том числе импорт, 0, 0), поставки (в том числе экспорт, 0, 0), хранение и розничную продажу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции.

Пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2, за исключением видов деятельности, указанных в абзацах девятом и десятом (производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции, 0, 0), выдаются в порядке, установленном Законом.

Порядок выдачи лицензий на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции урегулирован статьей 19 Закона.

Согласно подпункту 1 пункта 1 данной статьи для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 Закона, организацией представляется в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации, 0, 0), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.

Пунктами 19 и 20 данной статьи предусмотрено, что в лицензии в том числе указываются организационно-правовая форма организации, место ее нахождения, места нахождения ее обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности лицензируемый вид деятельности; действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условий указания в лицензии мест их нахождения.

Таким образом, по смыслу приведенных норм организации вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности (включая хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) в местах нахождения ее обособленных подразделений только при условии указания их в лицензии.

В то же время вторым предложением пункта 6 Положения, принятого во исполнение Закона, определено, что под термином «территориально обособленный объект» следует понимать объект (производство, склад, 0, 0), осуществляющий лицензируемый вид деятельности и находящийся по адресу, отличающемуся от адреса других объектов,   входящих в состав данной организации.

Из изложенного следует вывод, что по Закону организация не вправе хранить (передавать на хранение) алкогольную и спиртосодержащую продукцию по адресам, не указанным в лицензии, включая ее обособленные подразделения (производства, склады). Это в свою очередь позволяет согласиться с доводами представителей Правительства Российской Федерации о том, что заявитель, имеющий лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, имеет право на хранение указанной продукции, которая принадлежит только ему и только по адресам, указанным в лицензии.

Соответственно, наличие у организации лицензии на хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции не дает права на хранение такой продукции, не являющейся собственностью данной организации (принадлежащей иным лицам, 0, 0), поскольку иные организации также обязаны хранить названную продукцию по адресам, указанным в их лицензиях.

Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные действующим законодательством.

Так, например, в статье 25 Закона закреплены случаи изъятия из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Хранение указанной продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено ее изъятие (пункт 3).

Согласно пункту 4 Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного во исполнение Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. № 883, места хранения продукции до передачи ее Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) определяются уполномоченным органом в соответствии с перечнем организаций, имеющих лицензии на хранение такого вида продукции.

Другим случаем хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, принадлежащей иным лицам, является хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на таможенных складах временного хранения (статья 101 Таможенного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что Положение в оспариваемой части противоречит действующим законодательным актам Российской Федерации и неправомерно ограничивает его право на занятие предпринимательской деятельностью по хранению алкогольной продукции, принадлежащей иным лицам, несостоятельны.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации,

решил:

обществу с ограниченной ответственностью «Мускат-12» в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации                               Зайцев В.Ю.

Копия верна:

Секретарь судебного заседания                                             Степанищев А.В.

 

 

февраль 2008г

Управлением федеральной налоговой службы проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, Закрытого акционерного общества.

Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах.

Проверка проводилась в период с ноября 2007 г. по январь 2008 г.

Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе налоговой декларации

по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за сентябрь месяц

2007г. «Об использовании сусла виноградного сброженного».

В ходе камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового

контроля:

Налогоплательщику направлено уведомление о даче объяснений (пояснений) по факту

правильности исчисления сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет. Пояснения

налогоплательщиком не представлены.

При проведении камеральной проверки использовались данные налоговой декларации

по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за сентябрь месяц

2007г.

Настоящей проверкой установлено следующее:

- Неуплата и занижение суммы акциза за сентябрь месяц 2007г. в сумме ....: В нарушение п. 1 ст. 194, ст. 193, ст, 190 Налогового Кодекса Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений) налогоплательщик неправомерно применил при реализации подакцизных товаров налоговую ставку - вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих, 0, 0), натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта в размере 2,20 руб. за литр, фактически произведённых из сброженного виноградного сусла, что привело к неверному определению налоговой базы при реализации подакцизных товаров в отношении которых установлены различные ставки

В соответствии с п.1 ст. 194 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации) в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение     соответствующей      налоговой ставки   и   налоговой базы,   исчисленной   в соответствии со статьями 187-191 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 193 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая ставка 2 руб. 20 коп. за 1 литр применяется в отношении вин натуральных (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих, 0, 0), натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. При проведении контрольной технологической проверки ЗАО работниками Управления ФНС обнаружены факты использования сусла виноградного сброженного в качестве сырья для производства вина и виноматериалов.

Согласно ГОСТ 7208-93 «Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия» (действует до 01.01.2008) и ГОСТ Р 52523-2005 «Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия» (действует с 01.01.2008г. с правом досрочного введения) сырьем для производства вина и виноматериалов может служить виноград, виноградное сусло, сусло виноградное концентрированное, сусло виноградное концентрированное ректификованное, виноматериалы. Использование сусла виноградного сброженного в качестве сырья для производства вина и виноматериалов вышеназванными стандартами не допускается. В ходе контрольных мероприятий установлено, что ЗАО использовало в качестве сырья сброженное виноградное сусло сухое, натуральное, не обработанное. Данный факт подтверждается сведениями, полученными из внешних источников: грузовыми таможенными декларациями (ГТД, 0, 0), поступившими из ФНС России, при взаимодействии с таможенными органами РФ на плановой основе согласно Соглашения от 14 июля 2005г. о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы.

Налогоплательщиком не представлена лицензия на переработку сусла виноградного сброженного в виноматериал.

Данные отраженные в налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за сентябрь месяц 2007г. в количественном выражении соответствуют данным, отраженным в отчете предприятия.

На основании вышеизложенного предприятие неправомерно применило налоговую ставку при реализации подакцизной алкогольной продукции в размере 2,20 руб. за 1 литр вина натурального, (за исключением шампанских, игристых,    газированных, шипучих, 0, 0), натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта следовало применить 162 руб. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах по алкогольной продукции (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) (ст. 193 Налогового Кодекса Российской Федерации).

В связи с чем, сумма акциза по налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за сентябрь месяц 2007г. занижена на ...

Факт нарушения подтверждается декларацией по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, за указанный период, грузовыми таможенными декларациями (ГТД) и расчетом суммы акциза за сентябрь месяц 2007г. За неуплату налога налогоплательщику начисляются пени в соответствии с положениями ст. 75 Налогового Кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и применяются меры налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Выводы и предложения проверяющего по устранению выявленных нарушений: Всего по результатам настоящей проверки установлено неуплата (неполная уплата) суммы акциза на подакцизные товары, за исключением табачных изделий,   за сентябрь

месяц 2007г. в сумме...;

Взыскать с Закрытого акционерного общества :

а) сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога по акцизам на подакцизные
товары, за исключением табачных изделий, за Сентябрь месяц 2007г. -...;

б) пени за несвоевременную уплату    суммы налога по акцизам на подакцизные товары,
за исключением табачных изделий.

Внести необходимые исправления в документы бухгалтерного и налогового учета. Привлечь Закрытое акционерное общество к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную 'уплату) суммы налога в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога за сентябрь месяц 2007г.

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего Закрытое акционерное общество вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в Межрайонную ИФНС России письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом Закрытое акционерное общество вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии, 0, 0), подтверждающие обоснованность своих возражений.

(подпись)                       (Ф.И.О.)                               (подпись)                        (Ф.И.О.)

Экземпляр акта с приложениями     (количество приложений)

получил:_____________________________________

(должность, Ф.И.О. руководителя организации или Ф.И.О. физического лица
(Ф.И.О. их представителя)
(дата)                             (подпись)

Подпись руководителя организации

Подпись лица, проводившего проверку         (физического лица)  (их представителя)

Главный                                                       Закрытое акционерное общество

государственный

налоговый            инспектор,

советник

государственной      гражданской

службы

Российской Федерации 3 класса

Межрайонной ИФНС России

(должность)                                                   (наименование организации,   ФИО

физического лица)   

"

 

Все статьи

All contents © 2006 - 2024
СПАП – Союз производителей алкогольной продукции