00.01.2007 О СНИЖЕНИИ СТАВКИ АКЦИЗА НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ "Налоговый вестник", 2007, N 1 Как показывает практика, все реформы алкогольного рынка, проходившие за последние годы, положительного эффекта не дали. Уровень легального производства водки и ликеро-водочных изделий не увеличивается с 1999 г. Стабилен также объем нелегального сектора. Увеличение объемов поступлений в бюджет достигалось в основном за счет индексации ставки акциза. Но в течение последних двух лет, несмотря на индексацию ставок в среднем на 8% ежегодно, сбор акцизов практически не увеличивался. Легальный ежегодный объем производства ликеро-водочной продукции составляет в среднем 136 млн дал [1 дал (1 декалитр) - 10 литров]. Объем розничной продажи водки и ликеро-водочных изделий составил, по данным Росстата, в 2005 г. 212 млн дал, при этом объем импорта превысил объем экспорта на 5 млн дал. Следовательно, 44% проданной продукции имеет нелегальное происхождение. Следует учесть, что данные Росстата о розничной продаже являются оценочными и не включают около 25% действительных объемов продаж. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2006 г. По данным Росстата, с января по август 2006 г. в стране реализовано в розницу 139,4 млн дал водки, в то время как произведено ее 78 млн дал. Для обеспечения поступлений в бюджет и гарантии качества алкогольной продукции необходима легализация алкогольного рынка. Эта цель может быть достигнута путем увеличения доступности легальной продукции и соответственно путем снижения цены. Учитывая, что сумма налогов в розничной цене дешевой бутылки водки составляет более 50%, необходимо снизить ставку акциза на крепкую алкогольную продукцию. За 8 месяцев 2006 г. в бюджет поступило 49,6 млрд руб. "водочного" акциза (78 млн дал : 2,5 x 159 руб/л). В то же время с учетом данных о розничной продаже, вышеназванная сумма поступлений могла бы быть обеспечена при ставке акциза 90 руб/л [49,6 млрд руб. : (139 млн дал : 2,5)]. Следует учитывать, что минимальная розничная цена бутылки водки 0,5 л при такой ставке акциза рассчитывается следующим образом: 38,1 руб. + 3,8 руб. + 6,3 руб. = 48,2 руб., где 38,1 руб. - отпускная цена производителя, включая себестоимость 13,1 руб., 10%-ную маржу производителя, сумму акциза - 18 руб. и НДС; 3,8 руб. - оптовая надбавка в 10%; 6,3 руб. - розничная надбавка в 15%. Таким образом, минимальная розничная стоимость легальной бутылки водки 0,5 л снизится на 30%, что сделает легальную продукцию доступной для малообеспеченного населения. Снижение минимальной цены легальной продукции с 69 руб. до 48 руб. позволит категории населения с доходом от 2000 руб. до 4000 руб. приобретать легальную продукцию, а это 32,3 млн человек (22,3% населения, 0, 0), увеличить налогооблагаемую базу по акцизу и легализовать те самые 25% не учтенных розницей объемов продаж водки. Кроме того, у населения с доходами от 1000 руб. до 2000 руб. впервые появится выбор между употреблением нелегальной (суррогатной) продукции и менее частым употреблением качественной легальной алкогольной продукции. В ситуации, когда магазин, реализующий водку, находится при ликеро-водочном заводе, розничная цена бутылки водки 0,5 л может составить менее 44 руб. При такой стоимости продукция будет доступна населению с доходом около 1000 руб. В настоящее время потребителями водки являются 60% населения страны. Как показывает практика, 30% населения с доходами ниже 4000 руб. предпочитало крепкую нелегальную алкогольную продукцию. Именно поэтому объем нелегального рынка алкоголя равен рынку легальной алкогольной продукции, а определяющей границей этих рынков является уровень платежеспособного спроса населения. Таким образом, снижение ставки акциза на 40,2% приведет к увеличению на 74,4% доли населения, которому уровень платежеспособного спроса позволит приобрести легальную продукцию. Кроме того, ежегодная индексация ставки акциза, осуществлявшаяся с 1997 г. по 2003 г. темпами, опережающими инфляцию, стимулировала производство нелегальной алкогольной продукции. В настоящее время себестоимость бутылки водки объемом 0,5 л на многих региональных ликеро-водочных заводах составляет 13 руб. Если из этой суммы исключить косвенные расходы, акциз на спирт ("левая" водка делается из "левого" спирта, 0, 0), стоимость федеральной специальной марки и прибавить стоимость "левой" акцизной марки, то себестоимость нелегальной бутылки водки получится в размере 9,5 руб. Себестоимость же легальной продукции (куда включается акциз, НДС и маржа производителя в 10%) составляет около 54,5 руб. Сопоставление вышеназванных ценовых показателей объясняет, почему ликеро-водочные заводы заинтересованы в неподакцизном обороте алкогольной продукции: разница в 45 руб. служит источником финансирования "откатов" и нелегальной прибыли. Неучтенная продукция очень выгодна производителю, так как в ее отпускную цену закладывается около 200% прибыли: "левая" бутылка водки уходит с завода к оптовикам по цене 27 руб. После оптовой (не менее 20%) и розничной (25%) надбавок цена нелегальной водки составит 40 - 41 руб. После надбавки на "откаты" (20 - 25%) окончательная цена этой поллитровки - около 50 руб. Цена легальной продукции в розницу (даже с минимальными оптово-розничными надбавками) не может быть ниже 69 руб. По данным экспертов, в стране ежегодно производится и реализуется около 1,5 млрд бутылок нелегальной водки. Ежегодная индексация ставки акциза постоянно увеличивает разницу между легальной и нелегальной продукцией и создает экономическую мотивацию для выпуска неучтенной продукции легальными ликеро-водочными заводами и подпольными производителями. При этом следует учитывать, что ежегодно возрастающая сумма косвенных налогов уплачивается покупателем в цене товара до тех пор, пока рост цены не превышает уровень платежеспособного спроса определенной категории покупателя. Дальнейшее увеличение суммы косвенных налогов в цене начинает "съедать" прибыль производителя. Если же и дальше увеличивать сумму косвенных налогов в цене товара, то следствием будет уменьшение спроса в данной ценовой категории, а результатом - уменьшение налогооблагаемой базы. Это и происходит в настоящее время на рынке крепкого алкоголя. Причем первый этап, при котором прибыль производителя была "съедена" уровнем ставки акциза, произошел уже более семи лет назад. На дешевую водку ликеро-водочные заводы "накручивают" около 10% маржи, то есть 1,2 - 1,3 руб. на бутылку водки 0,5 л. Но при этом на дешевую ординарную водку и на водку экономкласса приходится более 80% легальной реализации действующих ликеро-водочных заводов. Таким образом, постоянное увеличение акциза привело к снижению рентабельности производства легальной водки в массовом дешевом сегменте. Рост ставки акциза и цены крепкой легальной алкогольной продукции стимулировал также употребление малообеспеченными слоями населения дешевых алкогольных суррогатов. По официальным данным, ежегодно в стране погибают от отравлений алкогольными суррогатами 40 000 человек. По данным экспертов, эта цифра в 1,5 - 2 раза выше. Смертность от отравлений данного вида составляет около 3,5%. Следовательно, в стране за год травятся алкогольными суррогатами около 2 млн человек. Продолжительность лечения составляет 21 день, а стоимость лечения больного токсическим гепатитом - 25 - 28 тыс. руб. Таким образом, стоимость лечения больных данной категории составляет около 50 млрд руб. в год (аналогичную сумму составляют поступления "водочного" акциза в бюджет) и еще десятки, сотни миллионов рублей расходуются из региональных и местных бюджетов на приобретение оборудования для таких пациентов. Кроме того, около 70% таких больных получают инвалидность и соответствующее пособие за государственный счет. Другой вопрос, что большинство из них умирает в течение 6 - 12 месяцев. И это только потому, что уровень доходов малообеспеченных слоев населения не позволяет приобретать легальную алкогольную продукцию. В стране, по данным Росстата 2005 г., 42 млн человек имеют доход ниже 130 руб. в день. Очевидно, что для этой категории граждан легальная водка по минимальной цене 69 - 70 руб. за бутылку 0,5 л является недоступной. Следовательно, необходимость снижения, а не индексации ставки акциза на крепкий алкоголь существует уже давно, но не воспринимается в связи с ежегодной, сугубо фискальной, мотивацией принятия решения. С учетом расходов на лечение отравившихся алкогольными суррогатами, последующих выплат полумиллионной армии инвалидов, перенесших токсический гепатит, выделенных средств на закупку медоборудования и т.д. ежегодные решения об индексации ставки акциза нельзя назвать "рентабельными": полученные государством доходы затем расходуются на устранение последствий этой индексации. Правда, при этом умирает около 600 - 700 тыс. человек (с учетом краткосрочной продолжительности жизни большинства инвалидов, перенесших токсический гепатит). В то же время имеется "медицинский" аргумент против снижения акциза/цены на водку: доступность водки приведет к спаиванию населения. Но, во-первых, водка по 45 - 50 руб. и так существует во всех мелких магазинах, а во-вторых, наши аптеки давно торгуют безакцизной, качественной и самой дешевой (10 - 12 руб. за флакон 100 мл 90 - 95%-ного спирта) алкогольной продукцией в режиме винно-водочного магазина. По количеству проданных аптеками упаковок спиртовая настойка боярышника занимает 2-е место! Таким образом, за 25 руб. можно приобрести эквивалент (в пересчете на чистый алкоголь) бутылки водки 0,5 л. Такую розничную цену не могут позволить себе даже ликеро-водочные заводы, выпускающие неучтенную "безакцизную" водку. По соотношению "цена - качество" наша "медицина" опередила на рынке алкоголя всех производителей. Правда, эта продукция как альтернатива дешевым суррогатам сохранила тысячи жизней малообеспеченных потребителей. В заключение отметим, что, если одновременно убрать с рынка дешевую "безакцизную", но качественную водку, настойку боярышника, но при этом не снизить акциз/цену на легальную водку, в стране может возродиться токсикомания - побочное явление последней антиалкогольной компании. М.В.Блинов Государственный советник налоговой службы I ранга Подписано в печать 04.12.2006 " |