00.08.2007 СУАР: Основные тенденции развития алкогольного рынка в 2007 г. Общие тенденции развития алкогольного рынка. 1.1 Особенности государственного регулирования алкогольного рынка: - готовность ряда органов государственной власти видеть в бизнесе своего союзника на алкогольном рынке; - актуализация на государственном уровне условий и осознание необходимости наличия единого федерального органа по координации деятельности министерств и ведомств, регулирующих алкогольную отрасль; - осознание необходимости создания долгосрочной государственной политики по регулированию алкогольного рынка, направленной на изменение структуры потребления; - создание государственной программы поддержки отечественного виноградарства и виноделия; - выработка системы баланса интересов защиты отечественных производителей и импортного алкоголя; - снижение эффективности государственного контроля за алкогольным рынком; - возможность существенных изменений государственной политики на алкогольном рынке (не связанных с введением госмонополии) в 2008-2009 г.г. в условиях недостаточно эффективной системы регулирования, неспособной сократить долю нелегальной продукции на алкогольном рынке; - активизация попыток сменить направление позитивных алкогольных преобразований (перенос акциза на спирт при отсутствии должного контроля за производством спирта и изготовлении всей нелегальной водки из нелегального спирта; сокращение функций или отмена ЕГАИС; предложения по введению различных форм госмонополии и т.д.); - отсутствие необходимой государственной статистики, мониторинга и анализа ситуации в сегменте легального алкогольного рынка на государственном уровне (статотчеты производства не соответствуют действительности и т.д.); - основной направление регулирования алкогольного рынка и акцизная политика государства продолжают носить преимущественно фискальный характер; - структурное регулирование алкогольного рынка осуществляется стихийно и бессистемно; - неопределенность государства в отношении производства алкогольной продукции на государственных предприятиях; - борьба с рынком нелегальной, фальсифицированной и контрафактной продукции сведена преимущественно к борьбе с суррогатами крепкого алкоголя промышленного производства; - неучастие российских государственных институтов в международном процессе интеграционного регулирования мирового алкогольного рынка; - снижение доли представителей алкогольного бизнеса в органах государственной власти федерального и регионального уровня; 1.2 Активность бизнес-сообщества алкогольного рынка и его социальная ответственность: - развитие саморегулирования прогрессивной части бизнес-сообщества алкогольного рынка и разработка и отработка пилотных программ саморегулирования под контролем государства и общества; - бизнес хочет и готов быть партнером государства в вопросах регулирования и ответственности за происходящее на алкогольном рынке; - развитие самосознания бизнеса алкогольного рынка и готовность бизнеса разделить с государством социальную ответственность за тот вред, который алкоголь приносит при его чрезмерном употреблении социально безответственными гражданами (развитие процессов Этической Хартии производителей и продавцов алкогольной продукции); - оказание помощи органам государственной власти со стороны бизнеса в разработке концепции долгосрочной национальной государственной политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции и - выход российских бизнес-объединений алкогольного рынка на международный уровень с целью изучения передового мирового и европейского уровня регулирования алкогольного рынка и сотрудничества бизнеса и государства и участия России в мировых процессах интеграции алкогольного рынка и российского законодательства; 1.3 Глобализация алкогольного рынка: - сокращение числа операторов алкогольного рынка (производителей, импортеров, оптовых компаний и дистрибьюторов, несетевых объектов розничной торговли алкоголем) административным и "рыночным" путем; - продолжение развития на рынке (преимущественно рынке пива и рынке водки и ЛВИ) тенденции создания и укрепления объединений заводов, принадлежащих частным компаниям; - усиление ряда региональных производителей и вхождение в группу лидеров алкогольного рынка; - снижение роли государственного производства алкогольной продукции при наличии примера возможности эффективной работы государственных алкогольных предприятий на примере "Татспиртпрома"; - попытки решения вопросов конкурентной борьбы и передела алкогольного рынка в различных его сегментах при помощи административного ресурса; - диверсификация бизнеса алкогольных компаний: расширение ассортимента российских производителей (присоединение предприятий по выпуску алкогольной продукции других видов; производство новых алкогольной продукции в рамках своих предприятий); - приобретение российскими операторами алкогольного рынка производств и дистрибьюторских компаний за рубежом; 1.4 Структура алкогольного рынка и структура потребления алкогольной продукции: - нелегальный алкогольный рынок стабилен (в лучшем случае) и продолжает "гармонизировать" наше общество, создавая рынок потребления алкогольной продукции для малоимущих слоев населения; роль нелегальной продукции в обществе и государстве не снижается; - борьба с суррогатами крепкого алкоголя в отсутствии доступного легального крепкого алкоголя привела к росту производства самогона в регионах; - проект по выпуску "народной государственной водки" не стал событием на алкогольном рынке и не в состоянии противостоять нелегальной алкогольной продукции; - рост рынка пива на 30% (вместо прогнозируемых специалистами 5-10%) в первом полугодии 2007 г. при подорожании более менее приличного вина российского производства с 70 до 100-105 рублей за бутылку и САН на 30%, а также отсутствии дешевых импортных вин; таким образом, создается видимость роста потребления слабоалкогольной продукции в сегменте легального алкогольного рынка; - алкогольный рынок России продолжает оставаться самым дорогим алкогольным рынком легального дешевого алкоголя в Европе и эта тенденция только возрастает; - рост потребления дорогой алкогольной продукции происходит наряду с ростом потребления алкоголя в сегменте дешевой водки, переходящей в нелегальный сегмент (таким образом, на лицо тенденция не просто развития дорого сегмента продукции, а поляризации граждан различных социальных слоев); - тенденция роста цен на легальный алкоголь продолжается (на водку минимальная цена вырастет на 20% в течение 3-х лет только за счет роста акцизов плюс подорожания за счет роста цен на зерно и спирт и т.д. при существовании сегодня 30 -35% рынка водки в нелегальном сегменте на протяжении многих лет). 1.5 Вопросы регионального регулирования алкогольного рынка: - появление совместных проектов и программ администраций субъектов Федерации и бизнес-сообществ алкогольного рынка федерального и регионального уровня по регулированию региональных алкогольных рынков; - попытки восстановить ранее существующие системы контроля (наряду с ужесточением контроля в виде обязательного декларирования) в виде систем добровольного участия операторов алкогольного рынка (системы добровольной аккредитации; системы добровольной сертификации; - восстановление различных систем защиты региональных рынков от продукции, поступающей из других регионов; 1.6 Вопросы брендинга, маркетинга и рекламы: - отсталость маркетинга российских алкогольных компаний; отсутствие креатива, яркости и индивидуальности в продвижении российской продукции в России и за рубежом; - период начала активизации продвижения российской водки на зарубежные рынки; - начало активизации западных компаний на российском рынке по приобретению российских брендов, способных быть успешными на западном алкогольном рынке; - восстановление равных условий рекламы алкогольной продукции для российских и иностранных компаний (при сохранении приоритета перед всеми одной российской водочной компании); 1.7 Повышение роли общественных институтов: - активная роль СМИ в формировании общественного мнения и влияния СМИ на принятие решений органами государственной власти по предупреждению кризисных моментов в жизни алкогольного рынка); - начальный этап формирования системы Общественного контроля за розничной торговлей алкогольной продукцией (движение "Солнечный круг", "Молодая гвардия", "Наши" и т.д. – "Не продавайте алкоголь детям!" и т.д.); Тенденции развития рынка спирта: - начиная с 2005 г. – реальное снижение производственного рынка легального спирта (с 2005-2006 г.г. производство нелегальной водки переходит на нелегальный спирт); Тенденции развития рынка крепкого алкоголя: - сокращение легального рынка водки и ЛВИ создает иллюзию снижения потребления крепкого алкоголя в России; 3.1 Рынок водки и ЛВИ: 3.1.1 Отечественная водка и ЛВИ: - завершение очередного этапа смены лидеров алкогольного рынка (уход с рынка "РВВК", продажа "Парламента"; с рынка уходят легальные компании, по 13-14 лет проработавшие на алкогольном рынке в условиях нестабильности и регулярной смены правил игры на рынке; наблюдается явная усталость представителей бизнеса - недавних лидеров рынка; идет смена поколений); - сокращение доли легального рынка водки и ЛВИ (за первое полугодие легальной водки и ЛВИ выпущено на 10% меньше, чем в 2004 г.); 3.1.2 Импортная водка и ЛВИ: - снижение роли и доли рынка импортной водки на российском рынке водки и ЛВИ; 3.2 Рынок коньяка: 3.2.1 Отечественный коньяк - высокий уровень наличия на рынке отечественного коньяка фальсифицированной продукции (не менее 30% легального рынка коньяка); - рост доли отечественного коньяка, приготовленного из импортных коньячных материалов французского происхождения (на 40%) и коньячных материалов из Азербайджана (неизвестного происхождения) – на 30%; - значительный прирост производства российского коньяка в условиях отсутствия на рынке коньяков из ближнего зарубежья; - приобретение российскими производителями коньяка виноградников во Франции в провинции Коньяк для сохранения своих позиций при вступлении России в ВТО; 3.2.2 Импортный коньяк: - стабильность рынка потребления и продолжение небольшого роста; 3.3 Рынок импортного крепкого алкоголя: - продолжение роста рынка виски при относительной стабилизации рынка других крепких импортных напитков; Рынок вина: - сокращение рынка потребления вина в целом в 2007 г. на 10-15% по сравнению с 2005 г; 4.1.1 Отечественное вино: - высокий уровень наличия на рынке отечественного вина фальсифицированной продукции (не менее 30% легального рынка вина); - рост доли отечественного вина (практически весь прирост рынка, 0, 0), приготовленного из импортных виноматериалов; перспектива развития рынка российского вина практически целиком зависит от поставок импортных виноматериалов; - появление действительно высококачественных российских вин у ряда производителей Краснодарского Края и Ростовской области; - стабилизация рынка вина российского производства в 2007 г. на уроне 2006 г. 4.1.2 Импортное вино: - возвращение на российский рынок молдавского вина в 2007 г. и грузинского вина в 2008 г.; - структурные изменения рынка вина в сегменте от 110 до 150 рублей (частичное, а возможно, значительное замещение вина дальнего зарубежья молдавскими винами в 2008-2009 г.г.); - переход болгарского вина в более высокую ценовую категорию и полное господство в ценовой категории до 100 рублей вина российского производства; Тенденции системы продаж алкогольной продукции: - разработка и реализация проектов контроля за системой розничной торговлей алкоголем на основе саморегулирования розницы под контролем местных администраций; - диктат сетевой торговли в крупных городах (в СПБ 75% торговли контролируют сети; в Москве- 40% продаж алкоголя и т.д.); - постепенное восстановление легальной системы розничных в сельской местности России; Рынок нелегальной алкогольной продукции: - сохраняет свою жизнеспособность (в нелегальном обороте находится не менее 36% алкогольной продукции при значительной доле фальсифицированной продукции, находящейся в легальном обороте); Рынок суррогатов алкогольной продукции: - постепенно восстанавливается (что не является проблемой при значительном количестве дешевого нелегального спирта в России). (INFOLine, ИА (по материалам СУАР) 01.08.07)" |